С темой греха, его преодоления и духовной стойкости человека связано
противостояние мирской власти и власти духа, царства кесаря и царства
духа.
Поводом к написанию стихотворения «Мирская власть» послужил следующий
факт: в Страстную пятницу в Казанском соборе Санкт-Петербурге у
плащаницы ставили часовых. Пушкин счел это кощунством. Земная власть
превышает свои слабые силы, вмешиваясь в обряд таинства, которое ей
недоступно. Наблюдая за ненужным вмешательством, поэт испытывает горечь и
недоумение, доходящее до сарказма, потому что высокое содержание
священного действа опошлено и его божественный смысл принижен.
Мирская власть обвиняется не только в кощунственном искажении смысла
религиозного обряда, но и в том, что она отказывает «простому народу» в
причастности к духовному содержанию общечеловеческой жизни и вместо
социального и духовного мира сеет раздор между «господами» и «простым
народом», т. е. поступает не в духе Священного Писания, а наперекор ему,
извращая учение Спасителя. Эта коренная противоположность между властью
мирской и властью духовной, властью ложной и властью истинной отчетливо
выражена и в других стихотворениях Пушкина 1830-х годов. |