Основным
жанром тургеневского творчества позднего периода (1870-е – начало 1880-х годов)
становится так называемая «таинственная» повесть – новый тип повести (отчасти
предсказанный в «Призраках»), сюжет которой в большинстве случаев представляет
собой рассказ о вторжении в обыденную, повседневную жизнь каких-либо необычных,
таинственных, сверхъестественных сил, неподвластных человеческому разуму,
фатально-неотвратимых и, как правило, разрушительным образом действующих на
судьбу подпавшего под их влияние человека. Человек как бессильная жертва слепой
игры Мировой Воли – эта излюбленная тема позднего Тургенева на разные лады
варьируется в таких «таинственных» повестях, как «Собака» (1864) и «Рассказ
отца Алексея» (1877), где мистическая жуть, через которую говорит Неведомое,
предстает в восприятии простых людей, мещанина и сельского священника; «Сон»
(1877), где череда ирреальных событий, напоминающих сновидение, постепенно
складывается в историю о трагической предопределенности судьбы человека его
наследственностью и тайной рождения; «Песнь торжествующей любви» (1881) и
«После смерти (Клара Милич)» (1883), где вновь, в который уже раз у Тургенева,
тема зависимости от Судьбы переплетается с темой неодолимого чувственного зова,
противиться которому – выше человеческих сил.
Тогда
же, на рубеже 1870-1880-х годов Тургенев создает цикл «Стихотворения в прозе»,
который стал итогом и завершением всего его творческого пути и одновременно
лебединой песней автора. Цикл состоит из лирических миниатюр, тематика которых
воспроизводит главные темы тургеневских произведений прошлых лет. Мотивы и
образы «Записок охотника» узнаются в стихотворениях «Деревня», «Два богача»,
«Щи», «Христос», «Сфинкс», рассказывающих о духовном богатстве, непостижимой
душевной глубине и загадочности русского крестьянского характера. Знакомая по
«любовным» повестям и романам тема разрушительной чувственной и просветляющей
жертвенной любви присутствует в стихотворениях «Роза», «Как хороши, как свежи
были розы…», «Стой!», «Воробей», «Памяти Ю. П. Вревской».
Историческая линия романов прослеживается в стихотворениях, посвященных сложным
взаимоотношениям народа и интеллигенции, судьбе и дальнейшим путям развития
России: «Чернорабочий и белоручка», «Порог», «Русский язык». Особую и самую
многочисленную группу в цикле составляют стихотворения пессимистического
характера, продолжающие шопенгауэровскую линию тургеневских романов и
развивающие как тематически, так и эстетически (ирреальные образы «иного мира»,
поэтика сновидения и т. д.) мотивы «таинственных» повестей; к ним
относятся «Разговор», «Старуха», «Собака», «Конец света», «Черепа», «Насекомое»
и др.
Поэтика
романтизма, всегда сосуществовавшая в тургеневских произведениях с
«программной» для середины XIX в. реалистической поэтикой, однако никогда
не заслонявшая ее собой, в «таинственных» повестях и «Стихотворениях в прозе»
меняет свое эстетическое «место» и выходит на первый план, становясь
структурообразующей основой произведений. Художественные новации позднего
Тургенева, непонятые и непринятые большинством его современников, в
действительности есть характерная черта и примета уже в это время начинающей
складываться новой общеевропейской стилистической парадигмы, которая,
противопоставив себя бытовому и эмпирическому реализму как бесплодному и
отживающему стилю, будет широко черпать из сокровищницы романтической эстетики
и на рубеже XIX–XX вв. войдет в историю под названием стиля модерн.
|