«Поэты
пушкинского круга» были неформальным объединением поэтов, сложившимся в 1820-х
годах. Более тесным образованием (1823) был московский кружок любителей
мудрости – любомудров. В него вошли поэт Д. Веневитинов, прозаик
В. Одоевский, критик И. Киреевский, литераторы Н. Рожалин,
А. Кошелев; к ним примкнули историк М. П. Погодин, поэт и
филолог С. Шевырев. И хотя кружок распался в 1825 г., духовное
единство, связывающее ее членов, продолжало сохраняться. Впоследствии бывшие
участники общества любомудрия основали журнал «Московский вестник». На короткое
время с любомудрами сблизился Пушкин.
Поэзия любомудров стала еще одним
связующим звеном между поэзией 1820-х и 1830-х годов. Любомудры ставили своей
задачей изучение немецкой романтической философии, в которой увидели программу
жизни и программу литературы. Она легла в основу поэзии любомудров, которые
заявили, что русская поэзия, не исключая и Пушкина, страдает недостатком мысли
и ее надлежит насытить философским содержанием. Отсюда проистекала идея
противопоставить непосредственно чувственной и легко льющейся поэзии Пушкина и
находящейся под его несомненным влиянием русской поэзии вообще наполненную
философским смыслом поэзию, пусть несколько затрудненную в выражении и
восприятии. Любомудры хотели придать русской поэзии философское направление, в
значительной мере шеллингианское, предполагавшее изложение романтической
философии на поэтическом языке. Но любомудры не предполагали просто
зарифмовывать близкие им философские идеи – они намеревались перенести эти идеи
в иную, лирическую, стихию.
Согласно представлениям любомудров,
в мире не существует идиллических отношений, и гармония между человеком и
природой достигается преодолением противоречий. В ходе трудного и мучительного,
но вместе с тем вдохновенного познания природа постигает себя в своем высшем и
самом совершенном духовном творении – поэте, а любому человеку благодаря поэту
открывается наслаждение вещими истинами.
|