Поэма вышла в свет в мае
1842 г. под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (название
было изменено под давлением цензуры, по той же причине из поэмы была выброшена
и «Повесть о капитане Копейкине»). «Давно не бывало у нас такого движения,
какое теперь по случаю «Мертвых душ», – писал один из современников,
вспоминая полемику, вызванную появлением книги. Часть критиков обвиняла Гоголя
в карикатурности и клевете на действительность. Другие отмечали их высокую
художественность и патриотизм (последнее определение принадлежало Белинскому).
Особого напряжения полемика достигла после появления брошюры К. Аксакова
«Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души»», в
которой развивалась мысль о воскрешении древнего эпоса в поэме. За мыслью об
эпичности и ориентации на Гомера стояло утверждение бесстрастности гоголевского
письма, вообще свойственной эпопее. В полемику с Аксаковым вступил прежде всего
Белинский. Сам же Гоголь в это время уехал за границу, в Германию, а затем в
Рим, поручив перед этим издание первого собрания своих сочинений
Н. Я. Прокоповичу (вышло в 1842 г.).
В Риме он работал над
вторым томом «Мертвых душ», начатым еще в 1840 г. Работа эта с перерывами
будет продолжаться в течение почти 12 лет, т. е. почти до самой смерти
Гоголя. Современники с нетерпением ждали продолжения поэмы, однако вместо нее в
1847 г. в Петербурге выходят «Выбранные места из переписки с
друзьями», двойной целью которых (как Гоголь это для себя сформулировал) было
объяснить, почему до сих пор не написан второй том, и подготовить читателей для
его последующего восприятия. «Выбранные места» утверждали идею духовного
жизнестроения, целью которого было бы создание «идеального небесного
государства». Последнее, однако, привязывалось к реальной государственной
бюрократической машине. Служение русскому монарху, государственная служба
приобретали у Гоголя религиозное значение. Другая проблема, поставленная
книгой, – переосмысление функции художественной литературы, переставшей
быть «учительной». Отсюда – требование прямой дидактики и вместе с тем
отречение от своих прошлых созданий.
В «Предисловии» к
«Выбранным местам» Гоголь прямо утверждал, что его сочинения «почти всех
привели в заблуждение насчет их настоящего смысла». Собственно, все надежды на
прояснение истинного смысла своего творчества Гоголь возлагал именно на второй
том «Мертвых душ» (по свидетельству Тарасенкова, Гоголь говорил: «Из него могли
бы все понять и то, что неясно у меня было в прежних сочинениях»). Другой
современник Гоголя, в 1848 г. беседовавший с ним о «Мертвых душах»,
вспоминал: «…я… его прямо спросил, чем именно должна кончиться эта поэма. Он,
задумавшись, выразил затруднение высказать это с обстоятельностью. Я возразил,
что мне только нужно знать, оживет ли как следует Павел Иванович? Гоголь, как
будто с радостию, подтвердил, что это непременно будет и оживлению его послужит
прямым участием сам Царь и первым вздохом Чичикова для истинной прочной жизни
должна кончиться поэма. … А прочие спутники Чичикова в «Мертвых душах»? –
спросил я у Гоголя: и они тоже воскреснут? – «Если захотят», –
ответил он с улыбкою». Собственно, и само название поэмы («мертвые души»)
предполагало возможность обратного: существования душ «живых»). Залогом того и
должно было стать воскрешение главного героя для новой «прекрасной» жизни, а
также появление новых, по сравнению с первым томом, «положительных» персонажей:
образцовых помещиков (Костанжогло и Василий Платонов), чиновников, героев,
которые могли бы восприниматься как alter
ego самого автора (напр., Муразов) и о которых мы знаем по пяти
сохранившимся главам черновых редакций.
1 января 1852 г.
Гоголь наконец сообщает, что второй том «совершенно окончен». В конце же января
в Москву приезжает отец Матвей, духовный отец Гоголя. Содержание их разговоров,
имевших место в эти дни, остается неизвестным, но существует косвенное
свидетельство, что именно отец Матвей посоветовал Гоголю сжечь часть глав
поэмы, мотивируя то вредным влиянием, которое они могут иметь на читателей.
Так, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. происходит сожжение беловой
рукописи второго тома. Впоследствии судьбу Гоголя Андрей Белый назвал «страшной
местью», сравнив отца Матвея со страшным всадником на Карпатах: «…земля
совершила над ним свою Страшную месть. Лик,
виденный Гоголем, не спас Гоголя: этот лик стал для него «всадником на Карпатах». От него убегал Гоголь».
Гоголь умер 21 февраля
1852 г. – десять дней спустя после сожжения рукописи поэмы. На его
надгробном памятнике были высечены слова пророка Иеремии: «Горьким словом моим
посмеюся».
|