Эта драма стала продолжением и
усложнением романтической драматургии, начатой пьесой «Люди и страсти».
Сюжет ее также носит, по признанию
самого Лермонтова, автобиографический характер и касается юношеской любви поэта
к Н. Ф. Ивановой. В переживаниях Владимира Арбенина – главного героя
драмы – отразились переживания Лермонтова, вызванные разладом в семье. Столь же
сопряжены и психологические облики Арбенина, Лермонтова и молодого человека
современного поэту поколения. Традиционные черты романтического героя
(возвышенные мечтания, исполинские замыслы, благородство души и неприятие
окружающих условий, слитые с напряженной ищущей мыслью, с самопознанием и
самоанализом, с трагизмом мироощущения) обрисованы резче и мотивированы
тщательнее. Так, юношеским мечтам не дано сбыться, они – всего лишь печальные
заблуждения, а самопознание и самоанализ – тяжкая ноша, придавившая душу героя.
Такие речи в устах Арбенина напоминают лирические признания самого Лермонтова,
выраженные в его стихотворениях.
Драма названа «Странный человек». В
этом названии содержится, с одной стороны, прямой намек на Чацкого из комедии
«Горе от ума», который тоже не похож на окружающих и тоже «странен», хотя для
него не менее «странны» Фамусов и другие лица, а с другой – включает еще один
смысл: «странный человек» – избранный человек, он держится естественных и
общечеловеческих норм нравственности, тогда как люди «света» – условных и
принятых в своем кругу. Особая душевная организация героя (Арбенин – поэт)
отчасти объясняет его сосредоточенность на себе, возвышенный характер и
пафосные речи. Внутренний мир героя нуждался в самопояснениях и в
самораскрытии. Следы авторского комментария к образу героя есть в драме, как
есть стремление перейти к непосредственному самоанализу при изображении
поведения героя. Это значит, что Лермонтов, возможно, задумывал романтическое
повествование об отрешенной и мятежной личности с теми же свойствами. На этом
основании драму «Странный человек» считают переходной от романтической
драматургии к романтической прозе.
|