В основу драмы легла семейная распря
между отцом и бабкой, но лишь на уровне ситуаций, а не характеров. В центре
драмы – Юрий Волин, которому свойственны благородные, гуманные и возвышенные
чувства, но который одинок и сознает безысходность своего положения. Он мечтает
о «земном общем братстве» (исследователи видят в этом знакомство Лермонтова с
идеями утопистов, в частности, с книгой А. Сен-Симона «Новое
христианство»), недоволен небом и готов воевать с ним.
Однако, в отличие от
Фернандо («Испанцы»), он надломлен жизнью и вступает в бой со злом на словах, а
не на деле. В Юрии Волине Лермонтов запечатлел психологический процесс,
характерный для молодого человека его времени: мучительное расставание чистого
душой юноши с идеальными мечтами, с прекраснодушными грезами и постепенное
превращение в разочарованного, скептического человека, обреченного на тоску и
бездействие. При этом внутренний мир героя предельно конфликтен, ему
свойственны резкие движения души, внезапные переходы от одного состояния к
другому. Контрастным настроениям придана повышенная и обостренная
экспрессивность, а речам героя – патетика и риторика.
Погружение возвышенного героя в
тесный быт образует в пьесе типично романтическую коллизию, вызывая
несовместимость безграничных желаний и ограниченного круга жизни, причем эта
коллизия выражается не в драматическом действии (оно как раз затянуто и
замедлено), а в тормозящих драматическое движение монологах. Однако в
дальнейшем именно этот путь – помещение романтического или незаурядного героя в
родную или чужую, но непременно обыкновенную, бытовую среду, которая, впрочем,
может казаться герою необычной и даже исключительной, – оказался
магистральным для творчества Лермонтова («Герой нашего времени») и русской
литературы вообще.
|