Герой поэмы стал пленником русского
генерала; он помещен в монастырь, где был «Искусством дружеским спасен». Мцыри
– не трус, он смел, отважен, в нем проснулся могучий дух отцов, он всей душой
стремится в горы, в родное общество, хочет жить по обычаям предков. И – не
может. Кавказ отталкивает от себя Мцыри, как и Гаруна, но, конечно, по
совершенно другим причинам.
Характер Мцыри (в переводе:
послушник) обозначен в эпиграфе из 1-й Книги Царств (Библия): «Вкушая, вкусив
мало меда, и се аз умираю». Эпиграф приобретает символический смысл и
свидетельствует не столько о жизнелюбии Мцыри, сколько о трагической
обреченности героя. Вся поэма, кроме эпического зачина, представляет собой
исповедь-монолог Мцыри, где он выступает главным действующим лицом и
рассказчиком. Хотя Мцыри рассказывает о своих приключениях уже после того, как
найден монахами и вновь водворен в монастырь, речи Мцыри придана синхронность
слова и переживания, слова и действия.
Мцыри прежде всего герой действия,
непосредственного поступка. Жить для него – значит действовать. В отличие от
героев пушкинских романтических поэм Мцыри – «естественный» человек,
вынужденный жить в неволе монастыря. Бегство в естественную среду означает для
него возвращение в родную стихию, в страну отцов, к самому себе, куда зовет его
«могучий дух», данный ему с рождения. Мцыри откликается на этот зов природы,
чтобы ощутить жизнь, предназначенную ему по праву рождения. Однако пребывание в
монастыре наложило свой отпечаток – Мцыри слаб телом, жизненные силы его не
соответствуют могуществу духа. Причина заключается в том, что он отдален от
естественной среды воспитанием в чуждом и неорганичном для него укладе.
Раздвоенность и противоречивость Мцыри выражаются в тоске по родине, куда он
стремится и которую воспринимает как полную свободную, идеальную среду и в
трагической гибели иллюзии, будто он может стать частью природного мира и
гармонически слиться с ним. Внутренняя коллизия – могущество духа и слабость
тела – получает внешнее выражение: открытый, распахнутый природный мир и
замкнутость, чужеродность монастыря. Могучий дух обречен на гибель в
несвойственном ему укладе, но и убежавший на волю Мцыри оказывается
неприспособленным к ней. Это выражается в его метаниях по кругу.
В основе сюжета, таким образом,
лежит традиционная романтическая ситуация – бегство исключительного героя из
неволи, которое является не приобщением к иному культурному укладу, а
возвращением в родную среду. На этом пути к свободе герой терпит поражение, но
и тот уклад, в котором он вырос (монастырь), также уходит в небытие.
Исключительная индивидуальная судьба сопоставляется с вечностью и растворяется
в ней, и это вносит в поэму примирительную ноту.
Одновременно тревоги и страдания
частного человека остаются неразрешенными, порыв к свободе неудовлетворенным, и
результатом становится невозможность примирения. Как нарушение горских обычаев
(«Беглец»), так и стремление следовать им не приводят героев к победе, обрекает
на одиночество и гибель. Горские обычаи торжествуют и не умирают, как
торжествует и не кончается жизнь, но судьба личности всегда и всюду остается трагичной.
Таковы противоречивость бытия и противоречивый ход истории. Поэма «Мцыри» при
сосредоточенности конфликта на частной судьбе не чужда вечных, бытийных,
мистериальных мотивов, поскольку действие развертывается на фоне всего мира
(«Кругом меня цвел божий сад…»). В поэме «Демон» эти мотивы становятся
центральными.
|