Если в стихотворении «Ветка
Палестины» личность поэта выступает в отраженном от других образов свете,
поскольку нет исповеди лирического героя, то в стихотворении «Когда волнуется
желтеющая нива…» она явлена открыто. Если в стихотворении «Ветка Палестины»
сохранена дистанция между лирическим героем и другими, в том числе природными
образами, то теперь, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…», эта
дистанция сокращена: когда перед мысленным взором поэта проходят любимые и
дорогие ему картины природной красоты и жизненной силы («волнуется желтеющая
нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка», «Когда студеный ключ играет по
оврагу…»), данные чрезвычайно избирательно, «личностно» и вместе с тем статично
и произвольно, вне хронологической и логической последовательности, то поэт внутренне
ощущает величие Бога и примиряется с созданным им миром.
Однако это возможно
только через созерцание природы, через эстетическое ее восприятие. Уход из мира
природы чреват конфликтом. Точно так же слияние с природой («ландыш серебристый
Приветливо кивает головой», «студеный ключ… Лепечет мне таинственную сагу») не
мыслится иначе, как в поэзии.
|