В 1836 г. Лермонтов задумал и
начал писать роман «Княгиня Лиговская», также оставшийся незавершенным. Этот
социально-психологический роман занимает промежуточное место между «светской»
повестью и романом. В романе развиваются две линии – история отношений
петербургского гвардейского офицера Печорина с его бывшей возлюбленной княгиней
Верой Лиговской и конфликт Печорина с бедным чиновником из дворян Красинским.
Обе линии могли быть предметом и романа, и «светской» повести. Жанр «светской»
повести был связан также с сатирическим изображением второстепенных лиц и
вообще «света», как средоточия пагубных и извращенных социальных отношений, где
благородные чувства либо утратили свою ценность, либо перемешались с дурными.
Герои произведения обрисованы
контрастно: Печорин – некрасивый, невысокий, но богатый и блестящий гвардейский
офицер-аристократ, принадлежащий к избранному дворянскому кругу, высоко стоящий
на социальной лестнице, тогда как Красинский – высокого роста и «удивительно
хорош собою»; происходя из обедневшего старинного дворянского рода, он вынужден
служить мелким чиновником.
Лермонтов обращает внимание на
характеры и делает явные попытки к их типическому обобщению.
В Печорине выделены знакомые и
контрастные черты светского молодого человека, известные по роману Пушкина
«Евгений Онегин», встречаемые в лирике Лермонтова и в произведениях других
авторов: с одной стороны, он обладает аналитическим умом, ему присущи
независимость суждений, критический взгляд на действительность, и это выдает в
нем богатую натуру, с другой – эти черты уживаются со скептицизмом, цинизмом,
душевным холодом. Печорин явно презирает «свет», и это поднимает его над
светской толпой, но он хочет осуществить себя как личность именно в
аристократическом кругу.
Замысел, касающийся другого героя –
Красинского, возник по контрасту с Печориным. Красинский должен был стать
равновеликим главному персонажу. Несмотря на его бедность и незавидное
социальное положение в нем угадывается «неистовый» герой романтизма, в душе
которого бурлят страсти и которому свойственны в высшей степени напряженная
эмоциональная жизнь и глубокие переживания. В Красинском живет не мелкий
чиновник Гоголя, а разоренный бедный дворянин Пушкина, полный сознанием личного
достоинства, помнящий славу предков, амбициозный, человек с богатой
родословной. В реальной жизни Печорин и Красинский, подобно, например,
Троекурову и Дубровскому, не равны друг другу, но с точки зрения дворянских
понятий о чести и достоинстве личности они равновелики друг другу, причем
Красинский чрезмерно болезненно относится к случайному проступку Печорина и
считает его намеренным оскорблением.
Очевидно, по замыслу романа, мелкое
происшествие, случившееся с Печориным и Красинским, должно перерасти в широкий
и глубокий конфликт, перерасти в любовное соперничество. Однако роман был прерван,
причем в сохранившейся части наиболее полно охарактеризован Печорин. Он выведен
на сцену вначале, и о нем уже все сказано, дальнейшее повествование только
уточняло его характер и его психологический облик. Напротив, к характеристике
Красинского Лермонтов по существу еще не приступал, поскольку тот должен был,
вероятно, стать предметом повествования в последующих частях. Пока же его
характеристика только намечена.
В романе вполне определенны следы
романтического стиля и наметились реалистические стилевые тенденции. Первые
касаются необычности Печорина, прямой зависимости чувств от «света», губящего и
извращающего чувства; принципов обрисовки второстепенных лиц, намеренно
эпиграмматической и нарочито карикатурной. В нем заметно влияние жанра
«светской» повести. Переходный характер от романтического повествования к
реалистическому выражается в обращении к разговорной лексике, к синтаксису и
интонациям устной речи. Это позволяет считать, что в романе «Княгиня Лиговская»
наметились формы повествования, которые, пройдя путь очищения и
совершенствования, предстанут в «Герое нашего времени».
|