Тут вечные и непреходящие общечеловеческие
ценности вступают в конфликт с социально-нравственным укладом жизни. Святое
материнское чувство любви связано с возможной потерей сына, только что
начавшаяся жизнь сопряжена с далекой будущей смертью «прекрасного младенца»,
который (так велит казачий образ бытия) понесет гибель другим и погибнет сам. В
песне воссоздана обычная жизнь терского казака, в котором по традиции с детства
воспитывают воина. Опытным воином стал отец «малютки», таким станет и он:
Сам
узнаешь, будет время.
Бранное
житье;
Смело
вденешь ногу в стремя
И
возьмешь ружье.
И
когда наступит срок, сын заменит отца, мать будет «тоской томиться», «безутешно
ждать», молиться и гадать. Сын неизбежно станет защитником родного края и будет
убивать врагов. Так предначертано на небесах. В стихотворении сохранен, помимо
конкретного социально-нравственного, и высший общечеловеческий смысл: простая
казачка-мать уподоблена Богородице («Дам тебе я на дорогу Образок святой…»),
потому что она, как и Матерь Божия, отдает свое любимое дитя, жертвует своим
«ангелом», посылая его на смерть ради спасения других людей, расставаясь с ним
с болью в сердце и не требуя взамен ничего, кроме памяти («Помни мать свою»).
Изначальная противоречивость
мироустройства, которая постоянно выступает наружу при столкновении вечных
общечеловеческих ценностей с нравственно-социальными устоями того или иного
общества, грозно ставит перед Лермонтовым, как выразителем мыслей и чувств
поколения, вопрос о поэтическом призвании и предназначении. Из трагизма миропорядка
неминуемо вытекает трагизм поэта и его служения. Здесь перед Лермонтовым
открывается непростая проблема: где найти точку опоры – в прошлом, в настоящем
или уповать на будущее? может ли поэт найти «спасение» в гармонии и красоте
поэзии? способны ли они исцелить «больную» душу певца, примирить его с миром и
тем ослабить или преодолеть чувство трагизма? Эти темы чрезвычайно волновали
Лермонтова, и он посвятил им немало стихотворений («Смерть поэта», «Поэт», «Не
верь себе», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк» и другие). Каждый раз
трагизм судьбы поэта поворачивается в стихотворениях новыми гранями.
|