Анализ чувств в этом стихотворении
опущен, даны только начальный момент и конечный результат. Само размышление
осталось за пределами текста. При этом названы главные эмоции, которые
наполняют душу каждого человека: желанья (идеалы), любовь, как самое сильное
личностно окрашенное чувство, и страсти (дружба, жажда славы и другие). Все они
составляют главный предмет элегий и являются поистине элегическими чувствами.
Но результат каждый раз оказывается иронически-плачевным.
Теперь характерное
для романтика вечное желание мыслится с отрицательным знаком, слова «напрасно»
и «вечно» уравниваются и становятся своего рода синонимами. Но в следующем
четверостишии герой опять держится романтической позиции: ему нужна вечная
любовь, не «на время».
В третьем четверостишии романтическая позиция опять
утверждается и снова подрывается: «рано иль поздно» «сладкий недуг» страстей
увянет от холода рассудка. Каждое четверостишие при этом заканчивается
обращением к себе, результат раздумья над отдельными чувствами завершается
обобщенным выводом о своей и общей жизни, причем лирическое «я» охвачено
целиком – и изнутри, и извне («А годы проходят – все лучшие годы!»; «В себя ли
заглянешь? – там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там
ничтожно…»; «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – Такая
пустая и глупая шутка…»). Оппозиция «прошлое – настоящее» присутствует и здесь,
но теперь настоящее поглощает прошлое, оправдывая стойкую эмоциональную
атмосферу («скушно и грустно») и начальную мысль о бесприютном одиночестве в
мире, где нет ни одной родной души и где царит такая же пустота, как и в
собственной душе.
И хотя речь в стихотворении идет о
лирическом «я», оно, несомненно, имеет в виду все поколение, которому Лермонтов
предъявляет те же упреки, что и в стихотворении «Дума».
|