В отличие от элегии «И скушно и
грустно», в «Думе» развернут анализ нынешнего состояния души и духа поколения.
Поэт сосредоточен на непосредственном размышлении, процесс которого происходит
словно сейчас, когда пишется стихотворение. Синхронность переживания и его
выражения – характерный признак лирического монолога. Другое отличие заключено
в том, что настоящее бытие поколения связано не с прошлым, а с грядущим. Здесь
есть сходство с лирикой декабристов, которые постоянно апеллировали к суду
потомства и «судили» своих современников с точки зрения будущих поколений.
Как и элегия «И скушно и грустно»,
«Дума» начинается с элегической ноты, но вскоре в нее проникают насмешка,
ирония и инвектива. Здесь сочетаются элегическая лексика («печально», «иль
пусто, иль темно», «познанья и сомненья», «жизнь уж нас томит», «надежды
лучшие», «чаша наслажденья», «лучший сок», «мечты поэзии», «создания
искусства», «восторгом сладостным») с высокой, свойственной ранее жанру оды и
ораторской, декламационной лирике; с типичными архаизмами и славянизмами;
развернутыми поэтическими уподоблениями, резкими антитезами, повторами,
афоризмами.
Начавшись как философско-социальная
и даже политическая элегия, «Дума» перерастает ее рамки и сливается с
ораторским лирическим монологом, с жанром декламационной лирики. В результате
эти жанры теряют свои канонические признаки, и в целом образуется гибридная
форма – философский монолог, в котором на равных правах смешаны медитативная
элегия и гражданская ода. Однако и это не все.
Обвинения поколению высказаны
иронически, притом в намеренно оскорбительном, сниженном, прозаическом тоне;
вся лексика взята из бытового обихода. Тем самым гражданская «болезнь»
поколения – это не возвышенный романтический недуг, зависящий от обстоятельств
и от судьбы, а слабости обыкновенных людей, преодолеть которые у них нет ни
способностей, ни сил, ни воли. Лермонтов, конечно, прекрасно понимал, что это
далеко не так, но он сознательно снял вину с обстоятельств и преувеличил вину
поколения, чтобы больнее задеть его за живое и хотя бы таким путем возродить в
нем здоровые, жизнелюбивые и жизнедеятельные начала. С этой целью строфические
отрезки заключаются самыми обидными словами. Общий путь поколения рисуется как
идейное банкротство, как духовная и душевная несостоятельность: поколение
одиноко и потеряно во времени – ему скучна жизнь предков, со стороны потомков
его ждет оскорбление «презрительным стихом». Жизнь поколения неестественна, она
противоречит нормальному ходу вещей: поколение ничего не оставляет своим
наследникам и «спешит» «к гробу», к смерти, насмешливо оглядываясь на бесцельно
прожитую жизнь и осмеивая себя.
Позиция Лермонтова в «Думе» выглядит
двойственной: лирическое «я» не отделено и одновременно отделено от поколения.
Лермонтову близки страдания поколения и его вина, и поэтому он стремится
объективировать лирическое переживание, мысля себя одним из «толпы». Ему
свойственны те же нравственные недуги, которые присущи всему поколению. Но в
отличие от поколения, которое не осознало духовной «болезни» или примирилось с
ней, поэт не только осознает «болезнь», но и не может с ней смириться. Это
возвышает поэта над поколением и дает моральное право сурово осудить его. Таким
образом, критика идет изнутри поколения от принадлежащего к нему лица,
поднявшегося выше духовного уровня поколения. В начальных стихах «Думы» –
«Печально я гляжу на наше поколенье!» – определены место
поэта и дистанция, существующая между ним и поколеньем. Однако поэт не может
признать судьбу поколения «нормальной», и это мучительное и неотступное чувство
досады и обиды выливается в стихи, адресуемые всем, становится поэтическим
высказыванием.
В других стихотворениях, где
субъектом высказывания выступает лирическое «я», отношения между обществом и
лирическим героем могут принимать иной характер. Нередко лирический герой
Лермонтова чувствует на себе давление враждебной действительности и
непосредственно откликается на него.
|