Эта романтическая поэма создавалась
Лермонтовым в течение 10 лет. Ее окончательная редакция сложилась в
1839 г. При жизни Лермонтова поэма не была опубликована и впервые
появилась за границей.
Сюжетом «Демона» послужила легенда о
падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него
за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. Образ Демона восходит к
ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором говорится о падшем
ангеле, восставшем на Бога. Отпав от Бога, ангел стал демоном, слугой Сатаны, и
ополчился на Бога якобы из любви к человечеству и с расчетом на то, что люди
покинут Бога. За это он был наказан бессмертием и вечным изгнанием. Однако
посеянное демоном зло не принесло плодов добра. Оно так и осталось злом, не
исправив человечество, а породив еще больше грешников. И тогда демон
разочаровался в Сатане.
Он решил помириться с Богом. Сюжет
легенды предполагает конфликт исполинских героев (Сатаны, Демона) с Богом.
Поэтому местом действия становятся заоблачные сферы, астральное пространство.
Литературная традиция трактовки мистериального сюжета восходит к поэме Мильтона
«Потерянный рай».
Лермонтов написал поэму о том, что
случилось после бегства ангела от Бога и после разочарования демона в Сатане.
Вопросы, которые были поставлены Лермонтовым в поэме, звучат примерно так:
возможно ли искупление грехов, возвращение в лоно Бога, если герой поэмы –
Демон – не собирается отказываться от своих прежних убеждений? Может ли
примириться с Богом тот, кто Божьего мира не принимает и кто по-прежнему
остается индивидуалистом, противополагающим всему миру свое «я»? Может ли
падший ангел, вновь ищущий согласия с Богом, творить добро?
Чтобы разрешить эти художественные
задачи, Лермонтов выдвигает две идеи. Одна из них – романтическая мысль о
любви, спасающей от одиночества и изгнания. Предполагается, что, полюбив земную
женщину, Демон может вновь приобщиться к Божьему миру. Земная женщина своей
любовью должна возродить героя, который встанет на путь добра. Вторая мысль
противоположна первой: если земная любовь благотворна для Демона, то чувство
Демона к земной женщине пагубно. Дьявольская страсть несет человеку гибель.
Итак, поэма основана на двух несовместимых и отрицающих друг друга идеях,
которые реализуются в ходе романтического конфликта, приобретающего
мистериальный характер, – развертывающуюся на небесах распрю Демона с
Богом.
Демон некогда вступил в конфликт с
Богом и созданным им мирозданием. По убежденьям Демона, мирозданье устроено
плохо. Так как творец мира – Бог, то, стало быть, он и виноват в несовершенстве
своего творения. Демон воспринимает созданный Богом мир как нанесенную ему
личную обиду. Она имеет своим основанием, казалось бы, любовь Демона к людям.
Из этой любви и из чувства обиды на Бога вырастает мятеж, бунт Демона,
обращенный против Творца. Демон понимает его как справедливую месть за
несовершенство мира. Бунт Демона, олицетворяющего злое начало, с одной стороны,
расширяется до грандиозных пределов Вселенной и доходит до полного отрицания
всего, что создано Богом; с другой стороны, бунт суживается до
разочарования и протеста каждой отдельной личности, неудовлетворенной
несовершенством земного мира.
В поэме «Демон» центральный персонаж
не враждует с Богом, он хочет достичь с Ним мира, гармонии, вновь почувствовать
ценность добра и красоты («Хочу я с Богом помириться.
Хочу любить, хочу молиться, хочу я
веровать добру»). Казалось бы, Демон лишен недостатков человеческой природы –
он вечен. Будучи «чистым херувимом», Демон
Не
знал ни злобы, ни сомненья,
И
не грозил уму его
Веков
бесплодных ряд унылый…
Вечность
не была ему в тягость. Но все изменилось с тех пор, как Демон отпал от Бога. По
своей роли он стал носителем и сеятелем зла. С тех пор два чувства угнетали
Демона: он властвовал ничтожной землей и скучал:
Давно
отверженный блуждал
В
пустыне мира без приюта…
Власть
над ничтожной землей – не слишком большая честь для безгранично амбициозного
Демона. Он, «счастливый первенец творенья», решает вернуться в свиту Бога,
вновь обрести ангельский чин. Однако Демон по-прежнему презирает землю, ее
природу, все человечество, весь сотворенный Богом мир. Величественные,
роскошные и дикие картины горного Кавказа, открывшиеся его глазам, не трогают
его.
Все это означает, что через земную
природу Демон не мог возродиться к новой жизни. Природа была бессильна
вдохновить Демона на добро, она не меняла ни его духа, ни его души.
Перелом в Демоне происходит в тот миг,
когда он увидел Тамару. В ней играли жизнь, молодость, она была детски чиста,
весела и наивна, превосходя естественностью саму природу:
И
улыбается она,
Веселья
детского полна…
Здесь,
в этом месте, речь повествователя (поэма «Демон» имеет подзаголовок «Восточная
повесть») вторгается «восточный» стиль, передающий впечатления Демона:
Клянусь
полночною звездой,
Лучом
заката и востока…
В
этот миг в Демоне возникло желание переродиться, и он подумал, что такая
попытка может окончиться успехом, если его полюбит земная женщина, в которую он
должен вдохнуть любовь к себе и которую он полюбит сам. Отныне любовь к Тамаре
и потребность внушить ей любовь к себе занимает все существо Демона, потому что
через любовь к земной женщине гордый дух надеется вновь прикоснуться к мировой
гармонии. Живая красота Тамары рисовала перед Демоном некогда обретенное и
потом потерянное счастье. Если после утраченного счастья душа Демона омертвела,
стала опустошенной и немой, если его «грудь» была «бесплодной», если чувства
ему ничего не говорили, кроме злобы, зависти, ненависти и презрения, если в нем
ничего не рождалось – ни звуков, ни слов, то теперь любовь пробудила его к
творческой жизни («В нем чувство вдруг заговорило Родным когда-то языком»).
Итак, любовь наполнила душу Демона и
вытеснила из нее все остальные желания. Все, что есть на свете великого,
мощного и драгоценного, стало ничтожно перед любовью к Тамаре. Неземная страсть
сделала Демона поэтом, обладающим неземной музыкой речи.
Однако на пути к сердцу Тамары Демон
встретился с препятствием: его заочная возлюбленная, которая еще не подозревает
о своей участи, – невеста. Чтобы Тамара досталась только ему, «лукавый
Демон» возмущает жениха Тамары «коварною мечтою» и способствует его гибели.
Однако остается память Тамары о женихе, остается ее неутешное горе. Демон
стремится уничтожить и их, предлагая Тамаре свою любовь и смущая ее душу
сомнением в необходимости хранить верность возлюбленному и память о нем («Не
плачь, дитя, не плачь напрасно!»).
Вторгаясь в жизнь Тамары, Демон
разрушает устойчивый, наивный мир патриархальной цельности. Его любовь к Тамаре
исполнена эгоизма: она нужна Демону для собственного возрождения и возвращения
утраченной гармонии с миром. Для замысла Демона чрезвычайно важно, чтобы не
только Демон полюбил земную женщину, но и чтобы земная женщина полюбила
неземное существо, неземной дух. Жестокость умысла Демона состоит в том, что
земная душа Тамары и неземная душа Демона несовместимы. Тамара – плотское
существо. Демон – бесплотен. Между ними не может быть гармонии. Любовь Тамары к
Демону означает, равно как и любовь Демона к Тамаре, либо гибель Тамары, либо
крах надежд Демона. Кто-то из героев либо оба должны пасть жертвами любви, если
она будет пробуждена. Демон заранее требует такой жертвы от Тамары. Сам он не
хочет жертвовать ничем. Уговаривая Тамару забыть о погибшем женихе, он с тем же
презрением, как и раньше, убеждает ее в ничтожестве земной жизни и доли
человека. И тут же открывает перед ней картины вечной космической жизни («На
воздушном океане Без руля и без ветрил Тихо плавают в тумане Хоры стройные
светил…»). Там, в этом необозримом, холодном и чуждом Тамаре мире, куда Демон
увлекает Тамару и где он чувствует себя господином и хозяином, нет ни радости,
ни горя, ни прошедшего, ни настоящего, ни памяти, ни забвенья, ни зла, ни
добра. Это не земля, не небесный рай, – это область обещанного обитания
Тамары, где властвует изгнанник рая.
С явлением Демона и с его речью
Тамара погружается в неведомое ей царство. Слова и звуки, льющиеся из его уст,
тоже поражают Тамару своей неземной новизной, небывалой, доселе никогда не
слышанной выразительностью:
И
этот голос чудно-новый,
Ей
мнилось, все еще звучал.
В
голосе Демона есть не смысловое, а мощное музыкально-поэтическое обаяние. Этот
голос обладает убеждающей магической силой, и Тамара смущена и потрясена не
столько значениями слов, сколько веющей от слов и речи Демона, от звуков его
голоса музыкальной мощью.Тамара не может объяснить, что же содержали в себе
слова Демона, но она ощущает, как ее душа словно покидает плоть и землю,
устремляясь к чистой духовности, в горние выси и желая преодолеть земное
притяжение.
Чувствуя таящуюся в этих
переживаниях опасность, она умоляет отца отдать ее в монастырь. Но и там «дума
преступная» неотступно преследует ее сердце, которое уже не может предаться
«восторгам чистым». Мир для Тамары теперь «одет угрюмой тенью»,
И
всё ей в нем предлог мученью –
И
утра луч и мрак ночей.
Встреча
с Демоном означает для Тамары потерю естественности и погружение в область
познания. Земная любовь сменяется могучей, сверхчеловеческой страстью, цельный
внутренний мир дает трещину, являя противоборство добрых и злых начал,
выступающих как верность прежней любви и неясная мечта («Все беззаконною мечтой
В ней сердце билося как прежде»). Отныне противоречия раздирают душу Тамары и
терзают ее. Она как бы вкусила от древа познания и узнала сомнения. С тех пор
княжна погружена в думу. Душа Тамары становится ареной борьбы обычаев,
патриархальных устоев и нового, «грешного» чувства.
Искушая Тамару, Демон представляется
ей страдальцем, которому опостылели зло, познание и свобода, нелюбовь неба и
земли, отверженность, бесприютность и одиночество. Он просит любви и участия к
его страданиям и душевным терзаниям, уверяя, что впервые полюбил земной
любовью, впервые познал мучения любви. Жалуясь Тамаре на свое бессмертие в
скуке одиночества, Демон раскрывает перед ней такие страдания, которые
незнакомы героине. Демон лелеет свои мучения, потому что они, во-первых,
отличны от людских, во-вторых, по грандиозности и безнадежности не могут
сравниться с мучениями людей.
Итак, на одной чаше весов – минута и
вечность страданий Демона, на другой – тягостные лишения, труды и беды
человеческих поколений, которые рано или поздно исчезнут, ибо жизнь человеку
дана на срок. С одной стороны, на земле нет вечной красоты, вечной любви,
вечной дружбы, вечной жизни, с другой – земные страдания тоже не вечны. Демон
хочет навечно сохранить блаженство и навсегда уничтожить свои мучения. Однако
земля и владения Демона устроены по-другому: на земле красота соседствует с
безобразием, добро со злом, любовь с ненавистью; в мире Демона царствуют
вечное зло, вечное сомнение, вечная тревога и вечное презрение. Лишь в раю
вечно цветет красота, торжествуют добро и бессмертная любовь. Демон – и Тамара,
жалея его, готова пожертвовать собой, отдать ему свою любовь и переселиться в
его владения, если он даст ненарушимую клятву в отказе «от злых
стяжаний», – обещает ей раскаяться перед Богом и стереть «следы небесного
огня», напечатленные на своем челе при изгнании из рая. Он готов раскаяться в
своих прегрешениях, лишь бы Тамара одарила его любовью, которая для Демона –
пропуск в рай.
Демону удается одержать верх над
земной женщиной, которая, поверив его магически-убедительным, полным
поэтической силы речам, одаряет его любовью («Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь ее проник», «Двух душ согласное
лобзанье»). Проникшись глубоким сочувствием к страданиям духа зла и надеясь на
его возрождение, Тамара отвечает ему любовью и приносит свою жизнь в жертву
этой любви. Во влюбленном Демоне пробудился поэт, из уст которого полились
волшебные речи. Однако неземная любовь Демона губительна для земной женщины:
его поцелуй наполнен смертельным ядом. Любимая Демоном женщина умирает в тот
миг, когда злой дух
Коснулся
жаркими устами
Ее
трепещущим губам.
Совершившая
грех душа усопшей Тамары еще полна внушенных Демоном сомнений.
От власти Демона-искусителя Тамару
спасает ангел, смывающий слезами знаки зла с грешной души. Оказывается, Бог
послал «испытание» Тамаре, которая, преодолев страдания и пожертвовав собой,
полюбила Демона, чтобы тот обратился к добру. Иначе говоря, Тамара стремилась
приобщить Демона к добру через любовь, жертвуя собой, и потому творила благое
дело. Она достойна прощения, о чем и сообщает ангел.
Страдания Демона по гармонической утопии, его порывы к
свободе, его страстный протест против несправедливого бытия, его тревожные
искания беспокойного духа, взыскующего истины, не могли осуществиться, потому
что гармония достигалась путем своеволия, с помощью зла. Демонизм, как бы он ни
был «высок» и «поэтичен», всегда жесток, бессмыслен и разрушителен. Это
противоречие неустранимо, и потому индивидуалистический бунт обречен. Но
попытка разрешить коллизию мирового масштаба и значения вовсе не бессмысленна:
Лермонтов ставил вопросы, стало быть, «учил» и «учился» мыслить. Он побуждал
своих героев – прежде всего Григория Александровича Печорина – смело идти по
тому же пути. |