В поэме «Беглец» Гарун осуждается
как трус, который бежал с поля боя и не сумел ни отомстить за отца и братьев,
ни отстоять честь и вольность черкесов. Он мог вернуться домой либо
победителем, либо отомстившим. В противном случае он должен был принять смерть,
которая лучше позора. Таков закон черкесского коллектива, который в этом случае
отчасти совпадает с общечеловеческими нравственными нормами, ибо трус
презирается всеми народами. Различие заключается лишь в том, что отмщенье врагу
тесно связано с обычаем кровной мести, но в поэме этот мотив не выдвигается на
первый план: в ней речь идет не о личной обиде и не о мести личному врагу, а о
чести и вольности всего народа.
Возвращение Гаруна в родной дом
обернулось одиночеством, изгнанием из горского коллектива и гибелью. На войне
он был вместе со всеми, но общество вытолкнуло его и обрекло на позорную
смерть. Тот, кто нарушил древние законы, автоматически стал врагом веры:
недаром мать называет сына «гяуром лукавым», и даже его трупу нет места среди
«праведных». Для горца обычаи, кровная месть, вера, законы вольности и чести
неразделимы. Трус выпадает из всей системы горских общественных отношений, и
Гаруну ничего не остается, как заколоть себя.
|