Иван Александрович Гончаров – автор знаменитой трилогии («Обыкновенная
история», «Обломов», «Обрыв»), книги «Фрегат Паллада», критических статей и
других произведений, один из самых крупных писателей среди великих реалистов
XIX в.
И. А. Гончаров
вступил на писательское поприще в переломные для отечественной литературы
1840-е годы, когда нескончаемый поток лирической поэзии резко пошел на убыль и
ведущее место на журнальных подмостках заняла ее величество Проза. Заняла,
чтобы всю вторую половину XIX в. уже не уступать своего лидерства. «Роман
и повесть стали теперь во главе всех других родов поэзии, – писал
В. Г. Белинский в обзоре «Взгляд на русскую литературу 1847
года». – В них заключилась вся изящная литература – так что всякое другое
произведение кажется при них чем-то исключительным и случайным». Наступление
«прозаического» века оценивалось современниками неоднозначно. С одной стороны,
в плане собственно художественном роман и повесть обещали обогатить русскую
литературу новыми формами реалистического изображения человека и
действительности. «В них, – отмечал в том же обзоре Белинский, –
лучше, удобнее, нежели в каком-нибудь другом роде поэзии, вымысел сливается с
действительностью, художественное изобретение смешивается с простым, лишь бы
верным, списыванием с натуры. <…> Это самый широкий, всеобъемлющий род
поэзии; в нем талант чувствует себя безгранично свободным». С другой
стороны, в плане смены культурных ценностей закат «поэтического века» таил в
себе грозное предвестие грядущего торжества «прозаического», т.е.
приземленного, откровенно потребительского взгляда на жизнь. У всех на памяти
еще свежо было горькое открытие Н. В. Гоголя: «Все изменилось давно в
свете.
Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место,
блеснуть и затмить во что бы то ни стало другого, отомстить за пренебреженье,
за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал,
выгодная женитьба, чем любовь?». С легкой руки Гоголя основной приметой
современной литературы становится исследование не столько
индивидуально-конкретных, неповторимо-личностных качеств человека, сколько
«типовых», стандартных свойств характера, отвечающих усредненным, обусловленным
приличиями сословного и должностного круга общения поведенческим стереотипам.
Собственно, Гоголь в драматургии и в прозе запечатлел (средствами гротеска
прежде всего) эту трагедию перерождения живой человеческой индивидуальности в
безликий «социальный тип», в «бесплатное приложение» чина и звания.
Прозаики 1840-х годов, и
среди них Гончаров, не могли не учитывать этих художественных прозрений их
старшего современника. Именно через обостренный интерес к проблеме типического
в литературе, к соотношению в литературном характере «общего и особенного»,
исторически закономерного и случайного, к упорядочению и художественной
классификации «типов» и созданию на этой основе объективной картины
действительности, равной по достоверности «научной», и проходила, как известно,
магистральная линия художественных экспериментов в русской прозе 1840-х годов.
Она привела к созданию «натуральной школы», в лоне эстетических установок
которой и проходило становление таланта Гончарова.
|