Как известно, роман «Герой нашего
времени» состоит из повестей, каждая из которых восходит к особым жанровым
разновидностям.
Повесть «Бэла» представляет собой смесь очерка и романтической
повести о любви «светского» человека к дикарке или дикарки к цивилизованному
человеку, напоминая романтическую поэму с перевернутым сюжетом (герой не бежит
в чуждую ему социально-культурную среду и не возвращается в родное лоно из
чуждого окружения, а, напротив, похищенная дикарка водворяется в жилище
цивилизованного человека); повесть «Максим Максимыч» – смешение своего рода
«физиологического» очерка (ср. с очерком «Кавказец») с жанром
«путешествия».
«Журнал Печорина» относится к эпистолярному жанру и является не
чем иным, как дневником-исповедью, жанром, близким к повести-исповеди или к
роману-исповеди, распространенным во французской литературе («Исповедь»
Жан-Жака Руссо, «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе).
Однако вместо
целостного изложения «Журнал Печорина» распадается на ряд повестей. Из них
«Тамань» – смесь романтической поэмы и баллады (столкновение цивилизованного
человека с условно-естественными и примитивными по своему общественному
развитию людьми, окруженное атмосферой авантюрной таинственности), «Княжна
Мери» – светская повесть, «Фаталист» – философская повесть, построенная на
материале военного быта.
|