«Элегия» Пушкина («Безумных лет угасшее веселье…») (1830)
11.05.2016, 16:26
В элегии Пушкин подводил итог прожитой жизни. В ней выражены те же
настроения горечи, уныния, печали, душевной смуты, те же невеселые
предчувствия:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Однако заканчивается стихотворение не мыслью о безнадежности и безысходности жизни, а мудрым и просветленным приятием ее:
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
Пушкинская «Элегия» разделена на две части и состоит из
четырнадцати стихов (шесть в первой и восемь во второй). Четырнадцать
строк – это количество стихов в сонете, но в нем другая рифмовка. В
пушкинском стихотворении рифмуются соседние стихи (парная рифмовка). И
все-таки в стихотворении просматривается тяготение к жесткой форме,
придающей точность, ясность и порядок чувству и мысли.
В первой части поэт вспоминает свою юность («безумные лета»), от
которой осталось лишь «смутное похмелье». Воспоминания не исчезают, а
еще сильнее ранят сердце. Настоящее тоже тяжело. Оно не дает ни счастья,
ни покоя.
Вторая часть опровергает первую. Поэт, вопреки всем традиционным
элегиям, поет о том, что хочет жить не для счастья, не для покоя, а
чтобы «мыслить и страдать». Временному бессилию ума в «Бесах» и
«безумству» беспечной юности противопоставлена могучая сила зрелого
разума, способность «мыслить и страдать» как одна из самых высоких
ценностей личности.
Заканчивая стихотворение, Пушкин пишет о «закате печальном», о
«прощальной улыбке», сменяя серьезный, размышляющий тон элегии на более
легкий, сочетающий и печаль, и лукавую шутку:
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Поэт видит впереди суровое будущее, в котором, однако, есть свет ума и улыбка любви.
Стихотворение совершенно по красоте: строфическая асимметрия
гармонически уравновешивается регулярным чередованием мужских и женских
рифм, а начальные и финальные женские рифмы образуют кольцо. Столь же
гармонична и временная структура: в первой строфе говорится о прошлом и
настоящем, во второй – о настоящем и будущем. Тем самым прошлое и
будущее объемлют настоящее. В первой строфе нет глаголов, и настроение
лирического героя передано в пассивных грамматических формах («мне
тяжело», «сулит мне»).
Во второй части происходит эмоциональный взрыв: усиливается роль
глаголов первого лица со значениями прямого волеизъявления. Если в
первой части господствует элегическое восприятие жизни, которое
подчиняется непреодолимым законам времени, то во второй трагизм бытия
просветлен сознательным и мужественным приятием жизненных страданий.
Из знакомства с первыми стихотворениями, написанными в Болдино,
становится очевидно, что в лирике 1830-х гг. усиливаются обобщающее и
философское начала. Пушкин стремится понять смысл жизни. Характерным для
такой творческой установки является стихотворение «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» , где относительно жизни прямо декларировано:
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
По своим темам и мотивам лирика в Болдино, как всегда у Пушкина, чрезвычайно многообразна.
Поэт написал несколько коротких в духе греческой антологической лирики стихотворений: «Царскосельская статуя», «Отрок», отозвался на перевод «Илиады» Гнедича и почтил стихотворением «Труд» окончание
романа «Евгений Онегин». В антологических стихотворениях проявилась его
редкая способность пластически выразительно схватывать мимолетность
бытия, останавливать мгновение, запечатлевать движение.
Здесь же, в Болдине, Пушкин продолжил спор с критикой («Румяный крик мой, насмешник толстопузый…»), отстаивая
право поэта писать об обыкновенных и даже «низких» предметах, которые
числились по «ведомству» прозы. Сюда же относится эпиграмма на
Булгарина. Вероятно, в связи с работой над «Каменным гостем» и «Пиром во
время чумы» возникают у Пушкина стихотворения, навеянные испанской («Я здесь, Инезилья…») и английской («Пью за здравие Мери…») поэзией.
Из любовных стихотворений одно («Прощанье»), возможно, имеет в виду Е.К. Воронцову, два других – «Заклинание» и «Для берегов отчизны дальной…» –
связаны, предположительно, с воспоминаниями об одесской возлюбленной
Пушкина Амалии Ризнич. Перед женитьбой поэт, прощаясь с бурной юностью,
вспомнил своих бывших возлюбленных, оставивших глубокий след в его
жизни.
В Болдино Пушкин заново продумывал свои исторические воззрения. Он
приходит к выводу, что не всякое историческое движение ценно, а только
то, которое человечно или имеет человечность своей целью. Теперь
гуманность выступает мерой исторического процесса. Пример такого
соединения истории и гуманности – стихотворение «Герой».