Всего Лермонтовым написано шесть
драматических сочинений («Цыганы», либретто для оперы по одноименной поэме
Пушкина, трагедия «Испанцы», драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и
страсти»), «Странный человек», «Маскарад» и «Два брата»). Все они создавались
либо в ранний период, либо в переходный. После 1837 г. Лермонтов оставил
драматический род сочинений. И тому были причины, которые, возможно и даже
вероятно, были осознаны поэтом.
Дело в том, что романтическая драма
– особая разновидность жанра, не вполне отвечающая самой природе драматургии,
которая есть действие, предполагающее, что все персонажи – равные участники
действия. В романтической драме драматургическая война подменяет
драматургическую борьбу, центральный герой не участвует в действии, а словесно
воюет с прочими включенными в драму лицами, произнося пламенные тирады и
посылая грозные проклятия. Романтическая драма Лермонтова насквозь лирична и
представляет собой сочетание лирики и переделанной в драму лирической поэмы. Не
случайно Лермонтов предпосылает многим драмам лирические посвящения, включает в
монологи дневниковые записи, а в прозаические пьесы – стихотворные
произведения. По многим признакам поэтики лермонтовские драмы вплотную
соприкасаются с Шекспиром, европейской драматургией романтизма (Лессинг,
Шиллер, Гюго) и с русской традицией, особенно («Странный человек» и «Маскарад»)
с комедией Грибоедова «Горе от ума».
В центре первой законченной трагедии
«Испанцы» (1830), которую
Б. М. Эйхенбаум считал трагедией политической, – романтический
герой-мятежник. Он выведен сначала отверженным одиночкой, потом возглавляющим
народное возмущение испанским средневековьем. Жестокость средневековых порядков
(для этой драмы характерна историческая условность и обобщенность), с одной
стороны, намекала на сущность жизни вообще, а с другой – на русские
общественно-социальные условия.
Вместе с отверженным и высоким
героем, наделенным энергией сопротивления, в романтических драмах Лермонтова
появляется другой тип романтического героя: он по видимости вписан в быт, в
семейную атмосферу и отличается от окружающих искренней, благородной, чуткой и
чистой душой. Круг его размышлений и действий ограничен. Однако узость
семейно-бытовых отношений обманчива: в обыкновенную обстановку русской
помещичьей усадьбы помещен высокий, отверженный, одинокий и страдающий герой.
Семейные узы неизменно рвутся, и быт связывается с общечеловеческими идеалами,
социальными отношениями и философско-нравственными конфликтами. В романтических
драмах из русской жизни появляются два типа героев: мечтатель-идеалист,
символизирующий добро, скептик-мститель и демон-разрушитель, олицетворяющий
зло.
В семейной драме драматургическая
борьба заменена войной с нравственно неприглядным дурным миром, только полем ее
становится привычный российский быт.
|