Многие русские поэты, обрабатывая
русский фольклор, сочинили замечательные песни и романсы, создали в народном
духе целые поэмы и сказки (например, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова).
Но ни для кого из них фольклор в такой степени не был своим, как для А. Кольцова, который жил в народной среде и
мыслил сообразно вековым народным представлениям. Своим талантом Кольцов
привлек к себе внимание сначала провинциальных воронежских литераторов и
меценатов, затем и столичных – Н. В. Станкевича, Жуковского,
Вяземского и в особенности Белинского. Познакомился Кольцов и с Пушкиным.
Одна из центральных проблем русской
литературы XIX в. – разъединенность дворянской и народной культур,
разрыв между жизнью народа и жизнью образованного сословия. В творчестве
Кольцова в известной мере этот разрыв оказался преодоленным, поскольку поэт
соединял в своей поэзии достоинства фольклора и профессиональной литературы. И
до Кольцова были крестьянские поэты, но их поэзия либо имитировала народную
поэзию, либо грешила чисто декоративной, по словам Белинского, народностью. И
до Кольцова были профессиональные или полупрофессиональные литераторы из
дворян, которые обращались к жанру народной песни
(Ю. А. Нелединский-Мелецкий, В. А. Жуковский,
К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг и др.), но и они не могли
достигнуть той степени органичности и легкости слияния с народным творчеством,
какая свойственна песням Кольцова.
Секрет народной подлинности поэзии
Кольцова, видимо, заключается в том, что и эпическая, и лирическая народная
поэзия были общенародны. В них народ выражал не индивидуальные чувства, а
общие. Иначе говоря, если народ пел о любовных страданиях, то эти страдания
представали не в их особенных, индивидуальных проявлениях, принадлежащих только
этому певцу-исполнителю, а в общих,
свойственных всем – и тем безымянным авторам, кто песни сочинял, и тем, кто их
пел, и тем, кто их слушал. Это своеобразие народного поэтического мира
прекрасно понял Пушкин: в «Борисе Годунове» дочь Бориса царевна Ксения тоскует
о своем умершем женихе в истинно народном духе, пользуясь общими со всем
народом формами выражения чувств, воплощенными в фольклоре, тогда как Марина
Мнишек выражает свою любовь формами литературной поэзии, стремясь резко
индивидуализировать, личностно обозначить владеющее ею чувство. В народных
песнях Кольцова перед читателем встает не конкретный (индивидуализированный)
крестьянин – Иванов, Петров, Сидоров, а крестьянин вообще. И поет Кольцов не о
каких-то особых заботах, бедах и радостях крестьянина, как Некрасов, в поэзии
которого у разных крестьян – разные судьбы и разные печали, но общих,
общекрестьянских и общенародных. Поэтому и содержание поэзии Кольцова, и форма
были органично связаны с народным творчеством. Ему не надо было ни подделываться
под народное миросозерцание, ни приподнимать его. Крестьянин у Кольцова в
полном соответствии с народным укладом, окружен природой, и его жизнь
определена природным календарем, природным расписанием и распорядком.
Природному циклу подчинена вся трудовая жизнь крестьянина («Песня пахаря», «Урожай»). Как только крестьянин выпадает из
природного цикла, утрачивает власть этого своеобразного «крестьянского
пантеизма», он сразу чувствует тревогу, угрозу и страх, предвещающий смерть («Что ты спишь, мужичок?»). Если
крестьянин живет в единстве с природой, с историей и со своим «родом-племенем»,
то ощущает себя богатырем, чувствует в себе силы необъятные. По-народному герой
Кольцова понимает и превратности судьбы: он умеет быть счастливым в счастье и
терпеливым в несчастье (две песни Лихача Кудрявича).
Отход Кольцова от народного
миросозерцания и попытки вступить в область профессиональной литературы,
т. е. писать такие же стихи, как и образованные литераторы-дворяне, ни к
чему хорошему не привел. Его усилия создать стихотворения в духе философских
элегий и дум, перелить в стихи свои философские размышления окончились
неудачей. Стихотворения эти были наивными, поэтически слабыми, и их
художественное значение ничтожно.
В той же сфере, где Кольцов
органичен, он оказал значительное влияние на русскую поэзию, причем не только
на поэтов, родственных ему по темам и мироощущению, но и на таких
утонченно-интеллектуальных лириков, как А. Фет.
Итак, русская поэзия в 1810-1830-х
годах прошла сложный и трудный путь от классицизма и сентиментализма к
романтизму, сначала к «школе гармонической точности», затем усвоив пушкинскую
романтическую поэтику. Русская поэзия осталась в пределах романтизма, тогда как
Пушкин двинулся дальше. На путях романтизма возникли такие поэтические
тенденции, которые, с одной стороны, отвергали принципы пушкинской поэзии, а с
другой – предваряли появление романтизма Лермонтова и даже поэзии 1850-х годов.
|