Евгений Иванович Замятин, ставший в итоге очень
оригинальным писателем, тоже начинал как ремизовец. Он родился в 1884 г. в Лебедяни
(Тамбовская губерния, Центральная Россия), учился кораблестроению в
Петербургском политехническом институте.
В 1908 г. получил диплом
инженера-кораблестроителя и предложение готовиться к научной карьере. Первыми
его литературными произведениями были технические статьи о кораблестроении.
Литературная деятельность его началась в 1911 г., когда он опубликовал Уездное.
Во время войны он жил в Англии, где строил корабли для русского флота.
В 1917 г. вернулся в Россию. Вместе с Гумилевым сделался главой
литературной студии и большинство петербургских молодых прозаиков стало его
слушателями. Одновременно он преподавал кораблестроение в Политехническом
институте. Соединение в одном человеке писателя и инженера не прошло бесследно
для писателя: Замятин стал одним из главных проводников «формального»,
технического отношения к литературе среди молодого писательского поколения.
Советские власти недолюбливают Замятина и считают его одним из опаснейших
«оставшихся эмигрантов». Литературная продукция его невелика, что
неудивительно, учитывая его инженерные занятия и тщательную манеру письма. Им
написаны три тома рассказов, Уездное (и другие рассказы) (1916); Островитяне
и На куличках; несколько сказок – вернее, сатирических басен в
прозе (Большим детям сказки), пьеса Огни святого Доминика (все
это вышло в 1922 году) и роман Мы, который не будет опубликован до тех
пор, пока советская цензура не переменит своих методов.
Ранние рассказы Замятина, которые вошли в сборник Уездное,
прямо происходят от ремизовского Стратилатова. Провинциальная жизнь дана
в самом своем пошлом, гротескном и провинциальном аспекте. Написаны рассказы
продуманно отобранным и выразительным языком, с явным предпочтением редких и
местных словечек. Жуткая, бездарная пошлость и мертвящая скука – такова
атмосфера в этих рассказах. Позднее Замятин отрывается от русской
провинциальной почвы и ремизовского словаря и постепенно развивает собственную
манеру, основанную на подчеркивании, при помощи сложной системы метафор и
сравнений, выразительной ценности многозначительной детали. Его стиль
перегружен словесной выразительностью и образностью. Это избыточное богатство
выразительных средств часто нарушает течение рассказа, превращая его в простую
мозаику деталей. Такой метод близок к кубизму в живописи – персонажи
Замятина отождествляются с геометрическими формами, которые автор им придает.
Так, главной характеристикой англичанина, героя Островитян, становится
квадратность. И Островитяне, и Ловец человеков, тоже
написанный об англичанах, отчетливо-сатиричны, как и На куличках,
утонченно-гротескная и преувеличенная карикатура на скучную уединенную жизнь
восточносибирского гарнизона. Повесть На куличках была опубликована во
время войны и автор попал под суд. И тут, и в своих английских повестях
Замятин, несмотря на тщательность и продуманность своего художественного
метода, проявляет странную несведущесть: он недостаточно знает как русскую, так
и английскую армейскую жизнь. Этого нельзя сказать о его рассказах из советской
жизни. Один из лучших и, возможно, его шедевр – Пещера –
переведен на английский язык. Это рассказ очень характерный для его метода:
весь – одно сплошное сравнение. Жизнь буржуазной пары в нетопленной
комнате большевистского Петербурга в северную зиму сравнивается с жизнью в
пещере человека эпохи палеолита; богом пещеры является железная печка, на час в
день согревающая комнату; этот бог милостив, только если удовлетворен
жертвоприношениями – топливом. Таков метод, которым Замятин придает
единство своим рассказам: целая семья метафор (или сравнений), над которыми господствует
одна метафора-матка. Роман Мы, который неизвестно когда появится, –
научный роман о будущем, написанный, если судить по рассказам о нем, в новой
поразительной манере, являющей собой дальнейшее развитие замятинского кубизма.
Огни святого Доминика – слабая пьеса (как пьеса) – слишком
перегруженная деталями, от которых Замятин не может отказаться и которые в
пьесе неуместны. Это рассказ об Инквизиции и очень прозрачная аллегория ЧК. Большим
детям сказки тоже остро-сатиричны и этим, как и большой изысканностью
стиля, напоминают Политические сказочки, которые в 1905 г. написал
Сологуб.
Замятин имел большое влияние как мастер, или, скорее, как
учитель литературы, и современная художественная литература, особенно
петербургская, своей формальной усложненностью в значительной степени обязана
ему. Он к тому же интересный критик и его рецензии всегда заслуживают внимания.
|