В 1909 г. группа либеральных интеллигентов
опубликовала сборник статей семи авторов под названием Вехи. Среди
других в сборнике участвовали Бердяев, Гершензон, Булгаков и Петр Струве. Книга
была обвинительным актом против духа русской интеллигенции, которая объявлялась
антирелигиозной, антифилософской, антигосударственной и антинациональной.
Вехи
заложили основу нового национального либерализма, который быстро
распространился среди наиболее культурного слоя интеллигенции и много
способствовал патриотическим настроениям в войне 1914 г. и успехам
белогвардейского движения в 1918 г.
Философская сторона национального либерализма лучше всего отразилась в работах
Булгакова и Бердяева, а политическая – у Петра Струве (см. Промежуточную
главу I), который более двадцати лет был центральной фигурой в эволюции
интеллигентских воззрений. В девяностых годах Струве был лидером
«легального» марксизма, в 1903–1904 гг. – революционного либерализма;
после 1905 г.
он стал главой той части либеральной интеллигенции, которая была прежде всего
патриотичной и принимала традиционный русский империализм, идущий от Петра
Великого, отвергая в то же время упадочный, ограничивающий национализм
преемников Александра II. После 1917 г. Струве стал «политическим мозгом»
антибольшевизма, и сейчас он крупнейший политический писатель эмиграции.
Струве – с его глубоким чувством и пониманием русской истории –
несомненно, один из самых блестящих политических философов нашего времени; его
заметки – часто подлинные шедевры мысли и выразительности. Он такая живая
и активная политическая сила, что многие по-настоящему его ненавидят –
даже ближайшие соседи слева (Милюков и старомодные позитивисты-радикалы), но,
когда партийные чувства несколько притупятся, его без сомнения признают одним
из классиков русской политической мысли.
Влияние Струве на политическую и историческую мысль было
огромным. В следующей промежуточной главе мы займемся некоторыми
писателями, идущими от Струве. А сейчас я упомяну только Дмитрия Васильевича
Болдырева – много обещавшего писателя, умершего в большевистской тюрьме в
Сибири в 1920 г.
Те, кто знал этого человека, говорят о его исключительной нравственной и духовной
чистоте. По образованию он был философом, a opus magnum (главная работа)
должна была быть по психологии. Работа осталась незавершенной.
В литературе он останется только несколькими статьями, опубликованными в 1917 г. в Освобождении
Струве и направленными против defaitisme (пораженчества) социалистов.
В этих статьях он проявляет замечательный полемический талант и
оригинальнейший литературный дар. Едкий, резкий, живой стиль Болдырева ставит
его в первые ряды русских прозаиков.
|