Высочайший уровень, установленный Золотым веком для
поэзии, рано начал снижаться. Гармония, благородство, сдержанность,
непогрешимое мастерство великих поэтов – от Жуковского до
Веневитинова – вскоре были утрачены. Поэтическое искусство выродилось либо
в ничем не выдающуюся пустую аккуратность, либо в столь же пустое остроумие, не
подкрепленное вдохновением, либо в бесформенный шум неочищенных эмоций.
Лак
отполированной версификации, покрывающий отсутствие воображения и заменяющий
тонкое мастерство старшего поколения, – характерная черта всех молодых
поэтов, заявлявших о своей принадлежности к «партии поэтов». Петербургские
журналисты поддерживали поэзию более эффектную и мишурную. Их фаворитом был
Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807–1873), чиновник министерства финансов, на
десять лет ставший идолом всех склонных к романтизму чиновников всех рангов по
всей России. Первая его книга появилась в 1835 г. и стала
чуть ли не величайшим поэтическим успехом столетия. Он не был поэтом, но не
лишен был поэтического остроумия – в том смысле, какой вкладывал в это
слово XVIII век.
Метод его заключался в выжимании из поражающей метафоры –
или сравнения – всего, что она могла дать. Типично для него стихотворение
о сабле, под названием Бранная красавица, в которой он доводит до
предела сравнение выхваченной из ножен сабли с обнаженной женщиной. Позднее
Бенедиктов отказался от своих тщеславных замашек и превратился в гладкого
версификатора обычного типа.
Другая группа поэтов
была близка к Бенедиктову любовью к наружному блеску рифм, образов и словаря,
но отличалась от него своей высокой серьезностью. Наиболее из них заметными
были Хомяков (о поэзии которого я еще буду говорить в связи с другими его
произведениями) и Каролина Павлова, урожденная Яниш (1807–1893), самая
интересная из русских «ученых женщин». В юности она была предметом любви
великого польского поэта Мицкевича, к которому на всю жизнь сохранила
романтическую привязанность. Замужем она была за романистом Николаем Павловым,
брак был несчастливым. Ее литературный салон был одним из самых посещаемых в
Москве; но друзья никогда не ценили ее поэтического таланта, и в конце концов
она всем наскучила и сделалась общим посмешищем. Ее поэзия необычайно
притягательна и своей несколько жесткой, но бесспорно выдающейся техникой и
глубоко скрытым чувством. Она бесспорно наиболее выдающийся поэт среди русских
поэтесс XIX века. Несправедливое слово, но оно сразу приходит на ум, когда
говоришь о поэзии Павловой, – мужская! В ней нет и следа
бесформенных излияний, характерных для английских поэтесс начала XIX века. Она
меньший поэт, чем миссис Браунинг, но больший мастер. Главная тема ее
стихов – мужество скрытого страдания. «Улыбайся и терпи» – вот суть
ее лучших стихов.
Самая передовая и новая группа поэтов тридцатых годов
отвергла дисциплину формы школы Жуковского и Пушкина и стала развивать эмоционально-экспрессионистский
элемент поэзии в ущерб формальному и художественному. К ним следует причислить
и ранние произведения Лермонтова. Из малых поэтов, бывших как бы предтечами
Лермонтова, самыми заметными были князь Александр Одоевский (1802–1839) и Александр
Иванович Полежаев (1804–1838). Александр Одоевский был двоюродным братом
Грибоедова и романиста Владимира Одоевского. Он служил в конной гвардии и
принял участие в декабрьском восстании. Был сослан в Сибирь, а потом переведен
на Кавказ, солдатом. Помнят его сегодня главным образом из-за элегии,
прекраснейшей погребальной песни на русском языке, которую написал на его
смерть Лермонтов. Собственные стихи Одоевского были опубликованы впервые через
много лет после его смерти. В основном они посвящены горестям ссылки, но
одно из них, известный ответ на знаменитое пушкинское Послание в Сибирь
(1827), в котором великий поэт призывал ссыльных сохранять бодрость духа, есть
воодушевленное свидетельство того, что мятежный дух в них жив по-прежнему.
Полежаев был
незаконным сыном помещика Струйского, что сделало его деклассированным.
Студентом Московского университета он вел разгульную жизнь и описал ее в
бурлескной поэме Сашка (1825–1826). В некоторых пассажах поэмы
сквозил либеральный дух, и скорее всего это, а не непристойность стихов,
привлекло внимание полиции. Дело дошло до Николая I, который в это время, сразу
после суда над декабристами и их казни, был в Москве. Николай, с обычным своим
актерским мастерством, разыграл роль отца, который казнит и милует, –
Полежаев был отдан в солдаты, но получил право писать прямо императору, если у
него будут жалобы. Очень скоро Полежаев воспользовался этим правом, потому что
жалоб у него было много, но письма его никаких последствий не имели. Он
попытался дезертировать, был арестован, находился под арестом более года, еле
избежал телесного наказания и был отправлен на Кавказ. Началось постепенное
падение Полежаева – он стал много пить и проявлял бесстыдный цинизм в
отношениях с людьми, пытавшимися облегчить безнадежные условия его
существования. На фронте, однако, он проявил храбрость и был наконец
представлен к офицерскому чину, но приказ о производстве в офицеры пришел уже
после его смерти. Полежаев находился под сильным влиянием Гюго и Байрона;
пышная романтическая высокопарность чрезвычайно его привлекала. Он всегда
грешил распущенностью и напыщенностью слога и излишней говорливостью. Имя его
сохраняется в сокровищнице русской поэзии благодаря дюжине коротких
стихотворений. В них есть страстная сила, ритмический напор и
романтический огонь, свойственные только ему одному. В особенности ему
удавались быстрые метры – «стаккато». Лучшие его стихи – или
трагические романсы о восточной войне, или вопли отчаяния по поводу своей
погубленной жизни. Самые знаменитые его стихотворения – Песнь
погибающего пловца, написанное энергичным двухстопным хореем, и Песнь
пленного ирокезца, привязанного к столбу и спокойно ожидающего мучительной
смерти, которую его палачи ему готовят.
|