Сложное и многостороннее движение идей, описанное в
предыдущей главе, тесно связано с движением в художественной литературе,
известным под названием символизма. Русский символизм – часть
общекультурного подъема, изменившего лицо русской цивилизации между 1890 и
1910 гг. Это было одновременно эстетическое и мистическое движение: оно
подняло уровень поэтического мастерства и было объединено мистическим
отношением к миру, выраженном в самом слове символизм. Название, конечно, было
заимствовано у французской школы символистов. Но не нужно преувеличивать
значение французского влияния. Мало кто из русских символистов был знаком с
произведениями своих французских крестных отцов, и Эдгар По, несомненно,
повлиял на них сильнее и глубже, чем кто бы то ни было из французских поэтов.
Главное различие между французскими и русскими
символистами в том, что для французов символизм был всего лишь новой формой
поэтического выражения, а русские сделали его еще и философией. Они увидели
вселенную как систему символов. Для них все было значительным не только само по
себе, но и как отражение чего-то другого. Известный сонет Бодлера Correspondances
(Соответствия) с его словами «des forеts de symboles» («леса
символов») использовался как наиболее законченное выражение этого
метафизического отношения к действительности, а строчка «les parfums, les
couleurs et les sons se rеpondent» («перекликаются звук, запах, форма,
цвет…») стала любимым лозунгом. Еще они любили строчки из последней сцены
Фауста: «Alles Vergangliche Ist nur ein Gleichniss» («все преходящее
только подобье»). Представление о мире как о «лесе символов» было
существенной чертой творчества каждого русского символиста, придавая всей школе
отчетливо метафизический и мистический характер. Единственное различие между
отдельными поэтами состояло в степени нежности, которую они придавали
мистической философии: для некоторых (например, для Брюсова) символизм был
прежде всего формой искусства, а «лес символов» – материалом для его
постройки. Но для других (среди них самые оригинальные и характерные для школы
поэты Иванов, Блок и Белый) важнее всего было сделать символизм метафизической
и мистической философией, а поэзию служанкой высших целей этой «теургии».
Различие между поэтами обострилось около 1910 года и стало одной из причин
распада этой школы.
Символисты очень различаются по стилю, но у них и много
общего. Во-первых, они всегда крайне серьезны и торжественны. Про что бы ни
говорил русский символист, он всегда говорит sub specie aeternitatis (с
точки зрения вечности). Поэт предстает перед профанами как жрец эзотерического
культа. Вся жизнь его ритуализирована. У Сологуба и Блока ритуальная
торжественность несколько снимается острым и горьким чувством «метафизической
иронии», но только у Белого она уступает место настоящему и неотразимому
чувству юмора. От торжественности происходит пристрастие к «высоким словам»:
«тайна», «бездна» и т. д. – знакомые нам еще по Мережковскому,
становятся самыми употребительными словами в словаре символистов. Другая общая
черта – значение, придаваемое эмоциональной ценности самих звуков. Подобно
Малларме, русские символисты старались приблизить искусство поэзии к его
близнецу – искусству музыки. В их творчестве логическая ценность слов
отчасти стиралась; слова – особенно эпитеты – употреблялись не
столько ради их прямого значения, сколько ради эмоциональной ценности их формы
и звучания: из знаков слова становятся, как сказал русский критик,
«фонетическими жестами». Это частичное подчинение смысла звуку и использование
слов как символов, отчего у каждого слова и образа оказывалось множество
значений, – производило общее впечатление темноты, которую читатели долго
считали неизбежной чертой «декадентской» поэзии.
Сначала символизм был «западническим», поскольку главной
его задачей было поднять уровень поэтического мастерства и ввести новые формы
поэтического выражения – а это легче всего было сделать, учась на
иностранных примерах. «Иностранный» элемент навсегда остался одной из
составляющих символизма, но у него была и «славянофильская» душа. Развитие
символизма шло от иностранных образцов обратно к национальной традиции. Большую
роль в этой эволюции сыграл Достоевский – символисты были в полной мере
захвачены общей для своего времени «достоевщиной». Чуть ли не каждый символист
находился под влиянием индивидуализма и трагической концепции жизни,
свойственной великому писателю. Но кроме того, символисты играли ту же роль в
«открытии» и переоценке русской литературы, какую Дягилев и Бенуа играли в
русском искусстве. Они вернули к жизни многих забытых, полузабытых или
недооцененных писателей и влили свежую кровь в понимание русских классиков. Они
освободили классику от глянца, наложенного на нее авторами учебников, и от
интеллигентских общих мест, и, хотя иногда сами затемняли ее лаком своих
мистических интерпретаций, они все-таки замечательно справились со своей
задачей, представив прошлое русской литературы в новом и неожиданном свете.
Кроме всего прочего, несмотря на свою манерность и
известную ограниченность, символисты были очень талантливы и очень много
внимания уделяли мастерству – отчего они и занимают такое большое место в
истории русской литературы. Их стиль может не нравиться, но нельзя не признать,
что они оживили русскую поэзию, вывели ее из состояния безнадежной прострации и
что их век был вторым золотым веком стиха, уступающим только первому золотому
веку русской поэзии – эпохе Пушкина.
Первые слабые симптомы нового движения проявились около 1890 г. в
произведениях двух поэтов, начавших с зауряднейших гражданских стихов, –
Минского и Мережковского. Но помимо большего интереса к метафизике, вкуса к
метафоре и (у Мережковского) чуть более высокого уровня техники, эта поэзия
мало отличается от общего направления поэзии восьмидесятников и особой ценности
не имеет. Бальмонт и Брюсов – вот кто были настоящие зачинатели, которые
тараном пошли на обывательскую тупость, – и когда они выиграли битву, те
же обыватели признали их величайшими поэтами века. Бальмонт и Брюсов появились
в печати в одном и том же году (у Бальмонта вышел сборник Под северным небом,
у Брюсова стихи в альманахе Русские символисты) – в 1894 г. –
последнем году царствования Александра III.
|