У Шестова с Розановым много общего. Оба они
иррационалисты и имморалисты. Оба больше всего ценят человеческую
личность – превыше всех идей и систем. Оба начинали с Достоевского, а
позже перешли к Ветхому Завету.
Оба мистики, но Розанов биологический мистик,
мистик плоти, а Шестов – мистик чистого духа. Розанов иррационален на
практике, как и в теории: он не логик, он был способен только на эмоциональные,
«интуитивные» аргументы. Шестов сражается с Разумом его собственным
оружием – опровергая логику, он проявил себя безукоризненным логиком.
Корни Розанова – глубоко в русской и «славянофильской» почве, и даже в
иудаизме его привлекала именно почва, животворящие корни. У Шестова нет
корней ни в какой почве: его мысль интернациональна, или, скорее,
наднациональна, – в этом смысле он больше сродни Толстому, чем
Достоевскому. Настоящее имя Льва Шестова – Лев Исаакович Шварцман.
Он
родился в Киеве в семье богатых еврейских торговцев в 1866 г. Шестов
изучал юриспруденцию; философия и литература привлекли его довольно поздно.
Первая книга Шестова – Шекспир и его критик Брандес –
появилась в 1898 г.;
в этой книге он нападал на позитивизм и национализм сильно переоцененного
датского критика во имя довольно туманного идеализма, нашедшего своего героя в
образе Брута. В этой книге проявились лучшие литературные качества
Шестова, но своим отношением к идеализму она отличается от его более позднего
творчества. Ибо война с идеализмом стала главной темой всех позднейших книг
Шестова, начиная с Добра в учении гр. Толстого и Ф. Нитше (1900) и Достоевский
и Нитше: философия трагедии (1901). Эти две книги образуют введение в
творчество Шестова, и в них сосредоточилась вся сила его разрушительной
критики. За ними последовала книга фрагментов и максим – Апофеоз
беспочвенности (1905), название неудачно переведено на английский как Все
возможно, и серия эссе об отдельных писателях – Ибсене, Чехове,
Бердяеве. Потом Шестов замолчал на долгие годы: он жил за границей, изучая
философию и мистику. Следующая книга – Potestas clavium (Власть
ключей, 1916) – возвещает новую ступень в творчестве Шестова: не
изменив главному в своем мировоззрении, он от современных писателей переходит к
известным религиозным деятелям и мистикам прошлого (к Лютеру, Блаженному
Августину, Плотину, св. Павлу, к Библии) и находит в них ту же правду, что
нашел в Ницше и Достоевском.
В 1917 г. Шестов (к большому
разочарованию многих своих поклонников, считавших, что разрушительный дух
Шестова должен сочувствовать разрушительной деятельности большевиков) занял
четко антибольшевистскую позицию. Он уехал из России и поселился в Париже, где
привлек внимание французских литературных кругов. Последняя книга Шестова (Гефсиманская
ночь – о Паскале) появилась сначала по-французски.
Шестов – человек одной идеи, и во всех своих книгах
он снова и снова повторяет одно и то же. Лейтмотив его творчества можно найти в
заключительных строках Толстого и Нитше: «Добро – братская
любовь, – мы знаем теперь из опыта Нитше, – не есть Бог. „Горе тем
любящим, у которых нет ничего выше сострадания". Нитше открыл нам путь. Нужно
искать того, что выше добра. Нужно искать Бога».
Со времен Сократа отождествление Добра и Разума с Богом
было краеугольным камнем нашей цивилизации. Шестов поставил себе цель
опровергнуть это отождествление. Он противопоставляет ему религиозный опыт
великих мистиков, почерпнутый у Ницше и Достоевского и подтвержденный Паскалем,
св. Павлом, Плотином и Ветхим Заветом; по этому опыту Бог – высшая и
единственная ценность – превосходит человеческие нравственные и логические
нормы, и единственное, чем стоит заниматься, – это поисками такого
иррационалистического и аморального Бога. С особым удовольствием Шестов
цитирует самые острые и парадоксальные изложения этого ученья, которые он
находит у Тертуллиана, у Лютера и у других авторитетов, настаивая на единстве
опыта всех великих мистиков и на коренной несовместимости их «библейского»
мышления с греческим мышлением. Единственный путь к Богу – преодолеть и
отвергнуть мораль и логику. Этого можно достичь только в минуты непреодолимого
кризиса – последней трагедии, после которой человек становится мертв для
жизни. Только когда он мертв для жизни, он оживает для истинной
реальности – для Бога. «Философия трагедии», открывающая человеку истинную
реальность, – единственная философия, которую Шестов признает.
Идеалистические размышления общепризнанных философов, от Сократа и стоиков до
Спинозы и Канта, вызывают у него лишь презрение и сарказм. При поверхностном
чтении Шестов может показаться нигилистом и скептиком. И в каком-то смысле
это так и есть, ибо, хотя внутренний стержень его философии – глубокая
религиозность и благочестие, – ни то, ни другое не имеет и не может иметь
практического значения. Образ мыслей символистов глубоко чужд Шестову: для него
явления этого мира представляют собой неполноценную реальность, не имеющую
никакого отношения к другой – настоящей – реальности. Они
незначительны, они adiaphora, к ним нельзя применять религиозные мерки.
Для Шестова правда – это математическая точка, не имеющая измерений, она
не может быть связана с внешним миром. Внешний мир существует сам по себе, не
подвергаясь ее воздействию. Как только Шестов обращается к миру повседневности
(к человеческому поведению, историческим фактам и т. д.), он отбрасывает
свой религиозный имморализм и иррационализм, возвращаясь к совершенно
нормальному здравому смыслу. Большевиков он осудил именно с точки зрения
здравого смысла, а не с точки зрения религии. Но нужно сказать, что именно в
произведениях на религиозные и философские темы Шестов выковал оружие, которое
лучше всего может служить здравому смыслу: свой стиль, лучший, отточеннейший
полемический стиль в России. Из многих, кто читал Шестова, мало кто чувствует
его основную идею – большинство ценят в нем мастера иронии, сарказма и
спора. Как писатель и диалектик Шестов идет от своих злейших врагов, больше
всего пострадавших от его разрушительной критики, – от Сократа и
Толстого-моралиста (в отличие от Толстого-мистика, автора Записок
сумасшедшего и Хозяина и работника). Для разрушения логики и разума
Шестов с замечательным искусством пользуется оружием логики и разума. Проза его
полярна прозе Розанова – она точна, необычайно изящна и концентрирована;
иначе говоря, это самая классическая проза во всей современной русской литературе.
|