Десятилетие 1825–1835 гг. кроме всего прочего, чем
оно выделяется в истории литературы, замечательно и тем, что в это время
начинается непрерывающаяся история русской журналистики. Несмотря на то что это
была эпоха сурового цензурного давления, журналисты этого и двух последующих
десятилетий совершили смелый прорыв к независимости, если не политической, то
по крайней мере в общекультурных вопросах. Благодаря их усилиям стало
складываться общественное мнение. Партия поэтов и дворян не слишкомпреуспевала
в своих журналистских начинаниях. Литературная газета Дельвига
(1830–1831) была блистательным предприятием, но цензура ее закрыла. Та же
судьба постигла Европейца Ивана Киреевского (1832). Когда в 1836 г. Пушкин
затеял Современник, он был уже не современным и не мог собрать нужное
количество платных подписчиков.
Профессиональных
журналистов «дворяне», не слишком разбиравшиеся в различиях между этими
плебеями, недолюбливали и презирали. Между тем эти различия существовали:
московские журналы, иногда неряшливые, но независимые и воодушевленные
энтузиазмом, были непохожи на сервильную и жалкую петербургскую прессу.
В Петербурге монополия на политическую информацию принадлежала газете Северная
пчела, основанной в 1825 г.
Фаддеем Булгариным (1789–1859). Булгарин был поляк, побывавший в Москве с
наполеоновской армией; потом он дезертировал и вел какое-то неясное авантюрное
существование, пока в начале двадцатых годов не стал заметным в литературном
мире. Он был дружен со многими декабристами, но помощь, которую он оказал
правительству, доставляя улики против вчерашних друзей, снискала ему особое
покровительство тайной полиции. В царствование Николая I Булгарин приобрел
репутацию подлого подхалима, которого терпеть не могли порядочные люди. Он был
ловкий, хотя и вульгарнейший журналист. Его газета продавалась лучше всех. Свое
влияние он использовал для борьбы с теми, кто был молод, талантлив и независим.
Пушкин, Гоголь, Белинский, Лермонтов, а в сороковые годы натуральная школа, по
очереди были его врагами, против которых он применял все средства, явные и
тайные.
Совершенно иным был московский журналист Николай Полевой
(1796–1846). Это был «сам себя сделавший» человек. Он был сыном купца, так и не
«стал джентльменом», и джентльмены всегда его презирали. Но его энтузиазм
(нередко вводивший его в заблуждение) много способствовал распространению новой
литературы и оживлению русской литературной жизни. Журнал его, Московский
Телеграф (1825–1834), был страстным, хотя и неразборчивым, ратоборцем
романтизма. В 1834 г. Телеграф был запрещен за отрицательную
рецензию на патриотическую пьесу Кукольника. Полевой был разорен.
В несчастье он не проявил героизма – пошел на компромисс с
булгаринской партией и таким образом потерял свое положение в литературе. Но
память его после смерти была чтима по заслугам новой интеллигенцией – как
память первопроходца и в некотором смысле мученика.
Другим пионером
интеллигенции был Николай Надеждин (1804–1856). Тоже плебей по рождению, он
начал свой литературный путь, публикуя в 1828–1830 гг. в реакционных
журналах серию грубых, хотя порой и остроумных, статей против поэтов, где валил
в одну кучу Пушкина, Баратынского и их второстепенных подражателей, осуждая их
всех скопом. Он нападал на русский романтизм с позиции немецкого, шеллинговского
романтического идеализма, отказывая русскому псевдоромантизму (в определении он
не ошибался) в каком бы то ни было идеологическом значении. В 1830 г.
он представил в Московский университет диссертацию о романтической поэзии.
В ней он защищал синтез классицизма и романтизма. В 1831 г. он
затеял ежемесячный журнал Телескоп, в котором продолжал принижать
достижения русской литературы в свете философских норм. В 1836 г.
журнал был запрещен за публикацию Философического письма Чаадаева. Сам
Надеждин был сослан на север и только через некоторое время получил разрешение
вернуться в Москву. После этого он отказался от литературы и посвятил себя
исключительно археологии и географии.
Наследником Полевого и
Надеждина стал Белинский, диктатор литературных мнений с 1834 по 1848 г. и отец
русской интеллигенции.
|