Большевистский поэт-лауреат – Демьян Бедный,
который явно и не поэт вовсе, а более или менее ловкий рифмоплет, автор
комических и сатирических стишков, какие до революции имелись в каждой
провинциальной газете. Вожди предпочитают его Маяковскому, поскольку он
вполне правоверен, но к литературе он имеет такое же отношение, как и
Луначарский, т. е. никакого.
Сразу же после революции большевики начали развивать
пролетарскую культуру и даже создали специальное учреждение, которое должно
было за этим присматривать – «Пролеткульт». Одной из обязанностей
«Пролеткульта» было организовать пролетарскую поэзию и научить пишущих стихи
рабочих писать как надо, на уровне современных стандартов. Сначала главной
пролетарской студией руководил Брюсов, и первый контингент пролетарских поэтов
был отмечен его высокопарной и пустой риторикой. Эта риторическая школа
пролетарских поэтов не родила ничего интересного и до некоторой степени
скомпрометировала самую идею пролетарской поэзии.
Единственным поэтом, которого можно было бы поставить в
актив пролетарской поэзии, был А. Гастев, написавший несколько
стихотворений в прозе во славу машин и индустриализации, но, видимо, поняв их
пустоту, он бросил литературу.
Нынешние пролетарские поэты поднялись на более высокий
технический уровень, поскольку их обучали самые разные мастера, и по
современности своей техники они вполне на уровне буржуазных поэтов. Но,
несмотря на всю эту техническую модернизацию, поэзия Безыменского и Обрадовича,
которых больше всего поднимает коммунистическая критика, есть не более, чем
зарифмованная газета, замечательная более чистотой марксистского вдохновения,
нежели поэтическими достоинствами.
Единственный пролетарский поэт, который не просто
марксист в стихах, – Василий Казин, молодой московский рабочий, чьи стихи
еще с 1921 г.
привлекли внимание всех любителей русской поэзии. Хоть он и писал гимны
Октябрьской революции, Казин в принципе аполитичен.
Его основные темы – поэзия труда и красота мира.
Каждому, кто пишет о нем, неизбежно приходит в голову слово «свежесть». Его
стих – волшебная палочка, превращающая в чистое золото поэзии все, к чему
она прикасается: одно из самых прелестных его стихотворений написано о
стружках; другое решает вопрос, кого предпочитает поэт, – Солнце или
своего дядю Семена Сергеевича, портного, который так тщательно гладит его
брюки, что в них он сможет понравиться своей девушке. И никто свежее,
светлее и не банальнее, чем он, не пишет о весне и дожде.
|