Около 1840 г.
под влиянием творчества Гоголя, которое отменило существовавшие доселе запреты
и ограничения, возникло движение, называвшее себя «натуральной школой».
В конце концов в памятные 1846–1847 гг. оно увенчалось рождением
национальной школы реализма. Но первопроходцами этой школы, кроме самого
Гоголя, были Даль, Соллогуб и Бутков.
Владимир Иванович Даль (1801–1872) был иностранного
(датского) происхождения. Имя его теперь помнят главным образом в связи с замечательным
филологическим трудом его последних лет – это Толковый словарь живого
великорусского языка (четыре тома, 1864–1868), и поныне являющимся основой
наших знаний о русском языке, на котором говорил народ до того, как
распространилось стандартное школьное обучение. В литературной своей
деятельности Даль вдохновлялся стремлением высвободить Россию из
греко-латино-германо-французских оков, которые наложили на нее древние книжники
Ломоносов и Карамзин. Но несмотря на огромные познания (чисто практические и
эмпирические) в разговорном языке, Даль был лишен подлинного чувства стиля, и
все его попытки русифицировать русский литературный язык остались бесплодными.
Рассказы и анекдоты, написанные им в тридцатые и сороковые годы для иллюстрации
своих лингвистических устремлений, ничем не примечательны. Но рассказы из
современной жизни, написанные в стиле «натуральной школы», исторически
оказались важнее. Даль создал жанр «физиологического очерка» – т. е.
короткого, описательного рассказа, рисующего характерные черты той или иной
социальной среды; в сороковые годы этот жанр пользовался большим успехом.
Граф Владимир Александрович Соллогуб (1813–1882) был
аристократическим дилетантом. В сороковые годы, до появления Гончарова и
Достоевского, его считали самым многообещающим представителем «натуральной
школы». Самое известное его произведение – Тарантас (1844) –
сатирическое описание путешествия из Москвы в Казань в полуразвалившемся
тарантасе. Сатира, поверхностная и не слишком талантливая, направлена против
славянофильских идей и непрактичных мечтаний идеалистов-романтиков.
Произведения Якова Буткова (1821–1856) сильнее и
серьезнее. Его Петербургские вершины (т. е. чердаки;
1845–1846) – важнейшая веха человеколюбивой литературы, между гоголевской
Шинелью и Бедными людьми Достоевского. Бутков был настоящий
пролетарий, без гроша за душой, в поте лица работавший на издателя Краевского,
и его произведения с чувством и юмором воссоздают жизнь бедных столичных
чиновников.
|