Осип (Иосиф) Эмильевич Мандельштам появился в то же время
и в том же издании, что и Ахматова. Он один из самых неплодовитых поэтов: все
им написанное вошло в две маленькие книжки: Камень (1916) и Tristia
(1922); в обеих вместе не более ста коротких стихотворений.
Мандельштам –
человек, пропитанный культурой. Он хорошо знает русскую, французскую и
латинскую поэзию и большая часть его стихов написана на литературные и
художественные темы. Диккенс, Оссиан, Бах, Нотр-Дам, св. София,
гомеровский список кораблей, расиновская Федра, лютеранские похороны –
вот характерные для него темы. Все это вводится не как декорация, как делает
Брюсов, и не как символы какой-нибудь Ens Realius, как сделал бы
Вячеслав Иванов, но с настоящим историческим и критическим проникновением, как
отдельное реальное явление с твердым местом в истории.
Поэтический язык
Мандельштама достигает иногда блистательной «латинской» звучности, какой со
времен Ломоносова не достигал ни один русский поэт. Но главное в его поэзии
(как бы ни были интересны его исторические взгляды) – это форма, и
то, как он ее подчеркивает, делает ощутимой. Достигает он этого, пользуясь
словами, полными различных противоречивых ассоциаций: великолепными, вышедшими
из употребления архаизмами, и словами ежедневного пользования, еще не вошедшими
в употребление в поэзии. Особенно любопытно перемешан его синтаксис –
риторические периоды борются с чисто разговорными оборотами речи.
Даже
построены его стихотворения так, чтобы ощущалась трудность, шероховатость
формы: это ломаная линия, меняющая направление с каждым поворотом строфы.
Вспышки величественного красноречия особенно полно звучат в такой своеобразной,
неожиданной оправе.
Красноречие его действительно великолепно и, будучи
основано на поэтическом языке и ритме, не поддается переводу. Но, помимо всего
этого, Мандельштам интереснейший мыслитель; в его прозаических эссе (к
сожалению, не собранных) заключены, пожалуй, самые замечательные, непредвзятые
и независимые высказывания, когда-либо произнесенные по поводу современной
русской цивилизации и поэтического искусства. Когда они будут собраны, они
составят книгу, захватывающе интересную и для тех, кто изучает поэзию, и для
тех, кто изучает историю русской цивилизации.
|