Александр Иванович Куприн (произношение Куприн
неправильное), тоже начинал как писатель школы «Знание», но его литературная
личность достаточно оригинальна, чтобы заняться им отдельно. Он родился в 1870 г., учился в
Москве в кадетском корпусе, несколько лет был армейским офицером. Основной
темой его ранних рассказов была армия. Он изображает армию в ортодоксальной
«оппозиционной» манере, показывая несчастного солдата, угнетаемого глупыми
сержантами и грубыми офицерами. В центре рассказа всегда стоит молодой
офицер, подавленный окружающей его мрачной реальностью и размышляющий о смысле
своей жизни и жизни вообще.
Кульминацией этих рассказов была повесть Поединок,
появившаяся в 1905 г.,
сразу после великих катастроф Мукдена и Цусимы, когда вся радикальная Россия
объединилась в ликовании по поводу поражений императорской армии. Повесть имела
огромный успех и постоянно цитировалась в нападках на армию. При этом Поединок
вовсе не революционное произведение. В повести скорее отражается точка
зрения типичного «чеховского интеллигента». Герой повести подпоручик Ромашов,
очень чувствительный молодой человек (и очень плохой офицер), которого
постоянно ранит грубая реальность жизни. Это очень «пассивная» и «болезненная»,
но при всех своих недостатках хорошая повесть. В Поединке превосходно
обрисованы характеры, и галерея портретов офицеров-пехотников убедительна и
разнообразна. Героиня – Шурочка, жена поручика Николаева, – один из
лучших женских портретов в современной русской прозе. Поединок прославил
Куприна, о нем заговорили в литературном Петербурге – еще и в связи с его
частыми посещениями ресторана «Вена» – излюбленного прибежища старой
(допоэтической) литературной богемы. Куприн много писал между 1905 г. и началом
войны, но ему не удалось создать единственного и незабываемого шедевра, в
котором он бы выразился весь. Он разрывался между разными тенденциями. Будучи
по существу человеком некультурным, он не мог воспользоваться каким-либо
литературным образцом: не обладая большим художественным вкусом, он не мог сам судить,
что в его произведениях лучше, а что хуже. Он стремился превзойти Толстого,
описывая психологию животных (скачки в Изумруде); впадал в удивительную
безвкусицу, стремясь возродить Иерусалим времен Соломона в духе Флобера (Суламифь),
и приобрел сомнительную популярность (в России, а потом во Франции, где эта
вещь была переведена в 1923 году) по-журналистски реалистичным, грубым и
сентиментальным романом из жизни проституток (Яма), который появился незадолго
до Мировой войны.
В творчестве Куприна были зачатки, не сумевшие
развиться: его прельщали сюжеты «вестернского» типа, построенные (в отличие от
русских сюжетов) на действии, на острых ситуациях с быстро развивающейся
интригой. Его притягивали Киплинг и Джек Лондон (которых он очень красноречиво
прославлял), и несколько условное русское представление об Англии как о стране
курящих трубку, сильных, молчаливых, пьющих, буйных и сентиментальных моряков.
Ему так и не удалось избавиться от «интеллигентности» и начать писать в духе
Джека Лондона.
Но раза два или три он достиг того, что не удавалось
никому из его русских современников: написал несколько хороших рассказов с
энергичным и броским сюжетом в романтичной и героической тональности.
Один из лучших – Штабс-капитан Рыбников (1906),
история японского шпиона в Петербурге, замечательно подражающего внешности и
образу мыслей среднего русского пехотного офицера, но во сне – в объятиях
проститутки (деталь, несущая клеймо «горьковской» школы) – выдающего себя
криком «Банзай!»
Другой хороший рассказ (на этот раз свободный от
горькизмов) – Гранатовый браслет (1911), романтическая и мелодраматичная
история любви бедного чиновника к светской даме. По чистоте повествовательного
построения это один из лучших рассказов своего времени.
После Ямы Куприн писал мало и не написал ничего
значительного. Он убежденный антибольшевик и эмигрировал после поражения белой
армии. Сейчас живет во Франции.
|