Поэты, родившиеся после 1880 г., не
добавили к символизму ничего, или очень мало. Исключение представляет Владислав
Фелицианович Ходасевич (по-польски Chodasiewicz, род. 1886). Хотя
техника его почти свободна от символистских влияний, общий дух его поэзии
значительно ближе к символизму, чем к более молодым школам, ибо он,
единственный из всех молодых поэтов – мистик.
Первая его книга появилась в
1908 г.,
но общее признание он получил только после публикации своих последних, уже
послереволюционных книг Путем зерна (1920) и Тяжелая лира (1923),
которые являются произведениями зрелого и уверенного искусства. Ходасевич
мистический спиритуалист, но в выражении своих интуитивных ощущений он иронист.
Его поэзия есть выражение иронического и трагического противоречия между
свободой бессмертной души и ее порабощенностью материей и необходимостью. Эта
вечная тема выражена в его стихах с четкостью и изяществом, несколько
напоминающим остроумие древних времен. Собственно, остроумие есть главная черта
поэзии Ходасевича, и его мистические стихи обычно заканчиваются колкой
эпиграммой. Эта манера очень действенна – его стихи доходят до самых
несклонных к поэзии читателей.
Он внезапно стал популярен в 1919–1920 гг.,
когда после перенесенных нечеловеческих страданий русские интеллигенты больше
обычного были открыты соблазну мистических настроений. Но даже такой не-мистик
(и не-поэт) как Горький считает Ходасевича величайшим из ныне живущих русских
поэтов. И если судить поэзию по нормам XVIII века, то Горький прав, ибо
Ходасевич величайший из живущих мастер поэтического остроумия. Несмотря на его
мистические верования, он классицист и стиль его – мастерское воскрешение
форм и манер Золотого пушкинского века.
|