В конце девятнадцатого и начале двадцатого века в
русской литературной жизни большую роль играли ежедневные газеты. Крупные
издатели стремились во что бы то ни стало поднять литературный уровень своих
публикаций.
Некоторые, например, кадетская газета Речь в
1906–1917 гг., зашли так далеко, что стали печатать настоящую литературу,
но одновременно развивался и особый полулитературный журналистский стиль,
нашедший прибежище в суворинском Новом времени, а также в
капиталистическом и либеральном Русском слове. Полулитература
печаталась, как и во французских газетах, в нижней части средних страниц –
то, что по-французски называется feuilleton (фельетон). Самым ярким и
популярным фельетонистом был В. Дорошевич (род. 1864), работавший в Русском
слове. У него был особый стиль «стаккато», которому подражали
бесчисленные хорошие, средние и плохие фельетонисты. Толстой как-то (около 1900 г.) сказал,
что из живых писателей Дорошевич уступает только Чехову.
Дни свободы (1905–1906) дали большой урожай
сатирических изданий, которые, правда, были недолговечны, – правительство
скоро их задушило. Но благодаря их появлению, оживилась застойная атмосфера
старых юмористических газет, а кроме того родился несколько более литературный
еженедельник – Сатирикон. Сатирикон процветал с 1906 до 1917 г., пригрев у
себя целую школу юмористов. Наиболее известными из них стали Тэффи (псевдоним
Н. А. Бучинской, сестры поэтессы Лохвицкой) и Аркадий Аверченко.
В творчестве Тэффи продолжаются лучшие традиции русского литературного
юмора. Ее юмор – тонкий, основанный на точном выборе деталей. Она ученица
Чехова: в ней нет ничего грубого, ничего кричащего. Аверченко, наоборот,
выученик англо-американской комической школы. Его рассказы полны грубого
шутовства и экстравагантных смешных ситуаций. Он настолько же международный и
плебейский, насколько Тэффи изысканная и русская.
У Сатирикона были и свои поэты, известнейший
из которых – Саша Черный (псевдоним А. Гликберга). Он писал недурные
сатирические стихи и был единственным стоящим «непоэтическим» поэтом в
царствие символизма. Пример Саши Черного повлиял на Маяковского, который тоже
некоторое время (1915–1916) сотрудничал в Сатириконе.
Другим известным юмористом был фельетонист Нового
времени Юрий Беляев. Его стиль – несколько жеманная смесь
сентиментальной поэзии и причудливого юмора. Пользовались успехом его
сентиментально-комические водевили из жизни старого Петербурга. Его самая
известная книжка, трогательно рассказывающая скандальную историю о двух
девочках из хорошей семьи, сбившихся с дороги, – Барышни Шнейдер –
вышла в 1912 г.
|