Русский театр тридцатых и сороковых годов по-прежнему
блистал великими актерами и высоким уровнем актерской игры, но не драматургами.
Исключение, подтверждающее правило, – комедии Гоголя, но они так же
одиноки и изолированы в тридцатые годы, как комедия Грибоедова была в
двадцатые.
Общий уровень драматургии был ничуть не выше, чем в минувший период.
В трагедии восторжествовал романтизм, но это не пошло на пользу русской
сцене. Пьесы Нестора Кукольника (1809–1868), написанные белым стихом на
романтические темы, отлитые по шиллеровской форме, имели огромный успех,
особенно в Петербурге; наполнявшие зал государственные чиновники находили в
этих дешевых, мишурных, бьющих на эффект пьесах именно то, чего они требовали
от романтизма. Менее мишурными, но в остальном не лучше кукольниковских, были
романтические и патриотические пьесы несчастного Полевого. Не лучше был и барон
Егор Розен (1800–1860), автор либретто великой оперы Глинки Жизнь за царя
(1836), хотя по какой-то непонятной для нас причине ему одно время
покровительствовал Пушкин.
Настоящим драматургом
в тридцатые годы был не Кукольник и не Полевой, а Шекспир. Это особенно
справедливо для Москвы, где зрители были просвещеннее и демократичнее, чем
петербургские. Это были студенты университета, молодые купцы и городские
чиновники, тянущиеся к культуре и красоте. Особенно популярен был Гамлет.
Идеалисты находили в Гамлете родную душу, а прочая аудитория была захвачена
романтической красотой диалога и еще более – вдохновенной игрой Павла
Мочалова (1800–1848), великого русского романтического трагика.
Но в то время как на одной русской сцене господствовал
воплощенный Мочаловым романтизм, другая постепенно двигалась к новой, русской,
концепции реализма. Усиление реализма на русской сцене происходило ровнее и
логичнее, чем в литературе, благодаря выдающейся личности Михаила Щепкина
(1788–1863), который во второй четверти столетия совершил революционный
переворот в манере комической игры и заложил основы чисто русского
реалистического стиля.
В комическом
репертуаре, особенно в петербургском, почти безраздельно господствовал
водевиль. Правда, позднейшие авторы брали для своих водевилей сюжеты и сочиняли
интриги из русской жизни, сам жанр оставался не оригинальным, французским. Он
был проникнут веселым беспечным «скрибизмом», и литературное его значение
невелико. Но с театральной точки зрения это жанр чрезвычайно благодарный,
потому что в нем масса действия, и актеры имеют возможность проявить свою
индивидуальность. Не раз говорилось, что в смысле сценичности водевилисты
тридцатых и сороковых годов остались в России непревзойденными. Но литературное
их значение почти ничтожно.
|