Вскоре после первой революции популярность Андреева
затмил вошедший в моду автор Санина Михаил Петрович Арцыбашев. Арцыбашев
родился в 1878 г.
и впервые выступил в печати в 1902 г. В 1904 г. он привлек
внимание и возбудил надежды повестью Смерть Ланда – о жизни,
посвященной поискам смысла и закончившейся бессмысленной смертью.
В 1905–1906 гг. он порадовал радикалов серией рассказов о революции.
Но революция потерпела поражение, хмель прошел, волна разочарования в
общественных идеалах захватила интеллигенцию. Погоня за наслаждением и
свобода от морали вошли в обычай, половая распущенность – часто с оттенком
патологии – приняла эпидемические размеры. Знаменитый роман Арцыбашева Санин,
появившийся в 1907 г.,
с одной стороны, показал эту эпидемию, с другой – способствовал ее
усилению. Успех романа был немедленным и громадным. Старомодные критики кричали
о его аморальности, а модернисты указывали на полное отсутствие в нем
литературных достоинств. Но это была сенсация, и роман необходимо было
прочесть. В течение нескольких лет Санин был библией каждого гимназиста
и гимназистки России. Не надо думать, что Арцыбашев сознательно стремился
развратить школьниц или добыть денег, потакая животным инстинктам, –
русская литература никогда не была «распутной» в открытую; к тому же Арцыбашев
с самого начала проявил симптомы того андреевского нигилизма, который был
клеймом поколения. И тем не менее роман имел воздействие, и с автора Санина
нельзя полностью снять обвинение в моральном разложении русского общества
вообще и провинциальных гимназисток в особенности. Дидактический характер
русской литературы (или, во всяком случае, дидактизм, с которым она всегда
воспринималась) был причиной странно серьезного отношения к Санину,
встреченному не как легкое чтение, а как откровение. Сама по себе эта книга
действительно дидактична – это тяжеловесная профессорская проповедь на
тему: будьте верны себе, следуйте своим личным наклонностям. А наклонности эти,
проповедует Арцыбашев, сводятся к половому желанию: тот, кто следует ему,
хорош; тот, кто его подавляет, – плох. Любви не существует – ее
придумали в искусственной культуре; единственная реальность – желание.
Проповедь Арцыбашева идет прямо от Толстого – только от Толстого,
вывернутого наизнанку, и без его гениальности. Но общая почва у них совершенно
очевидна: презрение к условностям и культуре, отрицание всего, кроме первичных
импульсов. Санин очень посредственная литература; это длинный, скучный
роман, перегруженный «философскими» разговорами. Арцыбашев не попадает в
модернистские ловушки, как Андреев, но психология у него одномерная, ее всю
можно свести к одной схеме, заимствованной у Толстого: он (или она) думал, что
хочет того-то и того-то, а на самом деле хотел лишь удовлетворить сексуальное
желание, которое является единственной человеческой реальностью.
Другая реальность арцыбашевского мира – смерть;
смерти посвящен его второй большой роман У последней черты
(1911–1912). Он тоже навязчиво дидактичен, его тема – эпидемия
самоубийств, разразившаяся в провинциальном городе и уничтожившая всю верхушку
интеллигенции. Все прозаические произведения Арцыбашева – короткие и
длинные – тенденциозны, и тенденция одна и та же: показать бессмысленность
человеческой жизни, нереальность искусственной цивилизации и реальность только
двух вещей – пола и смерти. В романах, рассказах, зарисовках-притчах –
всюду одно и то же. С неутомимым и однообразным усердием проповедь
вбивается в читателя – если только читатель согласен слушать эти нудные
лекции.
После романа У последней черты Арцыбашев
посвятил себя драматургии. Его пьесы (Ревность, Война и т. д.)
тоже тенденциозны, и тенденция все та же. Пьесы просто и последовательно
построены – и в театре это уместно. Именно благодаря организующей силе
тенденции пьесы Арцыбашева, в отличие от большинства русских пьес, имеют
настоящий драматический костяк. Они вполне пригодны к постановке и с хорошими
актерами имели заслуженный успех.
Большевики очень плохо отнеслись к Арцыбашеву: Санина
и другие его книги внесли в список запрещенных книг, а потом Арцыбашева и вовсе
выслали из России. Неудивительно, что он занял непримиримую антибольшевистскую
позицию. Арцыбашев занялся политической журналистикой в русскоязычной прессе в
Варшаве. Слава его в России (включая эмигрантскую Россию) закатилась.
Показательно, что Санин не переиздавался даже вне России. Сейчас уже никто
не считает Арцыбашева значительным писателем – его воспринимают как
забавный, а в целом прискорбный эпизод в истории русской литературы.
|