Воскресенье, 04.12.2016, 11:19

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РЕБУСЫ [4]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ВИКТОРИНЫ [57]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » ВИКТОРИНЫ

ВИКТОРИНА ВО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВЕЛИКОГО ПУШКИНА

    ВОПРОСЫ
      1. Почему у Ленского «геттингенская» душа?
      2. К каким антитезам прибегает Пушкин, сопоставляя Онегина и Ленского?
      3. Какие ошибки в шахматной игре допускает влюблённый Ленский?
     4. Какие два удела ожидали Ленского, останься он в живых?
      5. Какие две эпитафии приводятся в романе?
      6. Сколько лет было Онегину и Ленскому, когда они встретились?
      7. А автору: «Весна моих промчалась дней... Ужель мне скоро ... »?
      8. «Лета к ... прозе гонят, Лета ... рифму гонят». К какой прозе и какую рифму?
      9. Иногда, как бы провоцируя читателя, поэт шутливо «играет в рифмы»: «И вот уже трещат морозы... Читатель ждет уж рифмы ... »; «Мечты! Мечты! Где ваша сладость? Где вечная к ней рифма ... ». Вставьте пропущенные рифмы.
      10. Кто подобен «ветреной Венере», а кто «Авроры северной алей»?
      11. Что писали на последнем листке в альбоме уездной барышни: «Кто любит более тебя, ... »?
      12. Какое имя должен был носить избранник Татьяны, судя по её гаданию?
      13. Почему Татьяна гадает в бане и снимает шелковый поясок?
      14. О ком и кем сказано: «Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные...» и «Красна, кругла лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне»?
      15. Как Татьяна пытается разгадать Онегина — вначале: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или ... ?», а потом: «Кто ж он? Ужели подражанье ... »?
      16. Описывая сон Татьяны, автор вспоминает другую героиню, которая увидела во сне своего жениха. Кто она и чем Татьянин сон отличается от её сна?
      17. В каких ситуациях трижды повторяется «хохот»: «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп»; «Шум, хохот, давка у порога»; «Но шёпот, хохотня глупцов»?
      18. С чем прощалась, уезжая в Москву, Татьяна?
      19. Кто был её «экскурсоводом» при посещении онегинского дома?
      20. Что за «Столбик с куклою чугунной Под шляпой, с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом» стоял в кабинете Онегина? И какой из этих эпитетов употребит автор по отношению к своему герою?
      21. Кого имел в виду Пушкин, говоря об «архивных юношах», неблагосклонно отзывавшихся о провинциалке Тане на московском балу?
      22. Когда изменятся дороги в России — будут проложены шоссе, построены «мосты чугунные», прорыты туннели и на каждой станции откроются трактиры?
      23. «Зима!.. Крестьянин торжествуя На дровнях обновляет путь...». Почему торжествует крестьянин? Что в этой строчке могло вызвать (и вызывало) возмущение читателя-классициста?
      24. Прощаясь с читателями в конце романа, автор говорит: «Блажен, кто праздник жизни рано Оставил ... ». Какую метафору жизни создаёт поэт?
      25. Какие два героя в поэзии и прозе почти одинаково объясняются в любви: «Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно» и «Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами. Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами»?
      26. Знаете ли вы концовки пушкинских стихов, ставшие афоризмами: а) «И на обломках самовластья...»; б) «Как дай вам Бог ... »; в) «И для него воскресли вновь ... »; г) «Всё мгновенно, все пройдет ... »; д) «И над отечеством свободы просвещенной ... »; е) «И, обходя моря и земли...»; ж) «И сердце вновь горит и любит — оттого ... »; з) «Хвалу и клевету приемли равнодушно ... »?
      27. Какую формулу поэзии создал Пушкин: «ищу союза волшебных ... , ... и ...»?
      28. Известно и другое парадоксальное его определение поэзии: «А поэзия, прости Господи, должна быть ... »?
      29. Какое время года и почему больше всего любил поэт и с кем сравнивал «унылую пору»?
      30. Какие пушкинские стихи оканчиваются оборванными строчками: «Куда ж нам плыть?», «Но если...», «И обо мне вспомянет...», «Колеблясь и шумя...», «Вот счастье! вот права...»?
      31. Откуда эти строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась» и «Зачем вечор так рано скрылись?» Что означает слово «вечор»?
      32. В каких произведениях Пушкин дважды повторит мысль о воле и покое как замене счастья: «Я думал: вольность и покой Замена счастью» и «На свете счастья нет, но есть покой и воля»?
      33. Какое сказочное число использует Пушкин в зачинах своих сказок?
      34. «Призадумался поп, Стал себе почёсывать лоб. Щелк щелку рознь. Да понадеялся на ... ». На что понадеялся поп?
      35. Что делает Балда в поповском доме? И почему у него такое имя?
      36. Как он побеждает бесёнка?
      37. Три щелчка получил поп от Балды: «С первого щелчка Прыгнул поп ... ; Со второго щелчка Лишился поп ... , А с третьего щелчка Вышибло ... »?
      38. В каких произведениях встречается сравнение «как сон пустой»: «Год прошёл, как сон пустой. Царь женился на другой» и «Иль вся наша И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей»?
      39. На каком острове живет Гвидон?
      40. Какие чудеса сотворила царевна Лебедь?
      41. Сколько раз посещают корабельщики царя Салтана, передавая ему приглашение от сына, и чем последнее посещение отличается от предыдущих?
      42. Кто не пускает Салтана «чудный остров навестить» и как мстит за это Гвидон?
      43. «Царь для радости такой Отпустил всех трёх домой». Кого?
      44. Кто такая сватья баба Бабариха и кем она приходится сестрам, Салтану и Гвидону?
      45. Кто из сказочных персонажей умер от любви и восхищения, а кто — от зависти и тоски?
      46. Кого расспрашивал королевич Елисей о своей невесте?
      47. Кто пытался защитить и спасти царевну, а потом погиб?
      48. Сколько и каких желаний старухи выполнила золотая рыбка?
      49. «Что ты, баба, белены объелась?» — спрашивает старик у старухи. Что такое белена?
      50. Чем отличается месть мачехи в «Сказке о мёртвой царевне...» и в русской народной сказке, записанной Пушкиным со слов няни?
      51. Один герой послал на смерть жену и ребёнка, а другой — двух сыновей, но одному мы сочувствуем, а другого осуждаем. Почему?
      52. Кто произносит фразу, не пропущенную цензурой: «Царствуй, лёжа на боку»?
      53. Каким источником подсказан сюжет «Сказки о золотом петушке»?
      54. Какие сказки завершаются такими концовками: «Я там был; мед, пиво пил — И усы лишь обмочил» и «Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил», «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»?
      55. О каком произведении Пушкин писал Плетневу: «...под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает» — и напечатал его анонимно?
      56. В одном селе родился, жил и умер вымышленный автор повестей, оставив ещё одну незаконченную рукопись. Кто он, в каком селе родился и какую рукопись не закончил?
      57. От чьего лица написано письмо о Белкине к издателю и какая связь существует между автором письма и героями «Метели»?
      58. Кто такая Марья Алексеевна, о которой говорится в предисловии: «покойник вовсе не был ей знаком»? В чём здесь «весёлое лукавство»?
      59. Откуда взят эпиграф к «Повестям Белкина»?
      60. Черты облика и характера какого реального лица отразились в образе Сильвио?
      61. Какой эпизод в «Выстреле» носит автобиографический характер?
      62. Где и за что сражался и погиб Сильвио?
      63. Что изображала картина, простреленная двумя пулями, всаженными одна в другую?
      64. Над кем иронизирует автор: «...была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена» и «Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстью»?
      65. Кто из пушкинских героев мечтал о пуле в грудь («Зачем я пулей в грудь не ранен?»), а кто хотел, чтоб «Бог ему прибавил ума и денег»? Кто «казался русским, а носил иностранное имя», а кто носил «чёрное кольцо с изображением мёртвой головы»? Кто бросился к ногам любимой женщины, а кто бросился её удерживать и целовать её руки?
      66. У кого из героев была печатка, на которой были изображены «два пылающих сердца с приличной надписью»?
      67. Какие картинки висели в жилище смотрителя, как бы предсказывая дальнейший сюжет?
      68. Как зовут Вырина и случаен ли выбор этого имени?
      69. В каких произведениях во сне или наяву приглашают в гости и принимают мертвецов?
      70. Какую повесть А. Григорьев считал зерном «сентиментального натурализма»?
      71. А другой критик утверждал, что «Повести Белкина» не достойны «ни имени, ни таланта Пушкина». Кто?
      72. Знакома ли вам такая сюжетная схема: двое молодых людей из враждующих семей любят друг друга, но не могут соединиться? Как реализуется она в пушкинском творчестве, с каким финалом?
      73. Какое имя придумала себе барышня, превратившись в крестьянку?
      74. Какая повесть кончается как водевиль о «муже своей жены»?
    
75. В каких пушкинских произведениях описаны дуэли и чем они завершаются?
      76. Портреты какого художника напоминает внешний облик старушки в «Домике в Коломне»?
      77. В каких странах происходит действие в «маленьких трагедиях»?
      78. В чем парадоксальность их заглавий?
      79. «Мне всё послушно, я же ничему. Я выше всех желаний, я спокоен», — утверждает Барон. Так ли это?
      80. Сын считает, что отец служит деньгам, «как ... раб, как пес ... ». Какие определения он добавляет и почему?
      81. А отец прибегает к другому сравнению: «Что неподвластно мне? Как некий ... Отселе править миром я могу». Вставьте пропущенное слово.
      82. Кто произносит заключительные слова: «Ужасный век, ужасные сердца!»?
      83. С какими словами умирает Барон?
      84. Пушкин пользуется автоцитатами: «Конечно, царь: сильна твоя держава» и «Я царствую... Послушна мне, сильна моя держава» или «Как ждет любовник молодой Минуту верного свиданья» и «Как молодой повеса ждет свиданья С какой-нибудь развратницей лукавой». Из каких произведений взяты первые примеры?
      85. Какую трагедию Пушкин вначале назвал «Зависть» и почему отказался от этого заглавия?
      86. Что играет слепой старик скрипач и какую реакцию вызывает его игра у Моцарта и Сальери?
      87. «Теперь — пора! заветный дар любви, Переходи сегодня в чашу дружбы». Что означают эти слова?
      88. Что советовал Бомарше: «Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль ... »?
      89. Кто кого называет: «Безумец, расточитель молодой» и «Безумец, гуляка праздный»?
      90. Кто считает себя «импровизатором любовной песни» и есть ли у него двойник?
      91. Под каким именем предстает перед Донной Анной Дон Гуан?
      92. Каковы были последние слова Дон Гуана?
      93. Какое произведение английского автора послужило источником «Пира во время чумы»?
      94. Какие биографические факты и личные переживания автора легли в основу этой пьесы?
      95. Ключом к финалу последней «маленькой трагедии» могут быть слова из стихотворения «Герой»: «Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? ... ». Кем же будет герой без сердца?
      96. На какой фразе обрывается драма «Русалка»?
      97. «Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче ... ». Что легче? По какому поводу, возможно, было написано это стихотворение?
      98. Кто из пушкинских героев сходит с ума, а кто кажется окружающим безумцем?
      99. О ком поэт говорит: «То академик, то герой, То мореплаватель ... »? Продолжите цитату.
      100. Как в действительности звали дочь Кочубея и отличалась ли её реальная судьба от поэтической?
      101. Какие четыре слова произносит Петр I в поэме «Полтава»?
      102. «Сии птенцы гнезда Петрова». Кого автор называет «птенцами»?
      103. Кого из завоевателей, объявивших войну России, вспоминает Пушкин?
      104. «Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так ... ». К какому сравнению прибегает автор?
      105. Как в финале поэмы Пушкин отвечает на вопрос: «что осталось От сильных, гордых сих мужей»?
      106. «В тот грозный год Покойный царь ещё Россией Со славой правил». Какой год и какой царь?
      107. Как противопоставлен нынешний царь Петру I?
      108. Пушкинский Медный всадник сидит или стоит на «бронзовом коне»?
      109. Что шепнул, «злобно задрожав», Евгений «горделивому истукану»?
      110. Какие значения имели в пушкинские времена слова «кумир» и «истукан»?
      111. Что изображает поэт с помощью таких сравнений, как «осада», «приступ», «свирепая шайка», «разбойники», «воры»?
      112. Нашёл ли Евгений домик своей погибшей невесты?
      113. Почему автор не дал своему герою фамилию, как Онегину?
      114. Как Пушкин изменил имя своего прадеда и историю его женитьбы в романе «Арап Петра Великого»?
      115. Какая романтическая любовь была у Ибрагима в Париже?
      116. Какой представилась Ибрагиму Россия по возвращении из Франции?
      117. Кто был прототипом Владимира Дубровского?
      118. Чем Троекуров походил на восточного владыку?
      119. Какая встреча показалась Владимиру «несчастным предзнаменованием» и оно сразу же сбылось?
      120. Какой пакет нашёл Владимир, разбирая бумаги покойного отца?
      121. Кому пришла в голову мысль поджечь дом и по чьей вине сгорели приказные?
      122. «Неожиданным образом получила она о нём совершенно новое понятие». Кто она и он и что с ними приключилось?
      123. Какое имя дал Пушкин няне Дубровского и кого она напоминает?
      124. Готовился ли француз Дефорж в учителя?
      125. Как звали Машину гувернантку и какую память она после себя оставила?
      126. На кого из литературных героев XVIII в. похожи Троекуров и старый Дубровский?
      127. Кто из пушкинских персонажей разбирался в живописи, имел дома галерею картин и говорил о них не на «условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением»?
      128. Кого в незаконченной повести «Египетские ночи» можно назвать двойником автора и был ли прототип у импровизатора?
      129. С кем и чем сравнивал Пушкин поэта в стихотворении «Зачем крутится ветр в овраге...», включённого в эту повесть?
      130. «Чертог сиял — гремели хором Певцы при звуках флейт и лир. Царица голосом и взором Свой пышный оживляла пир». Кто эта царица?
      131. «В наше время под словом ... разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Какое слово пропущено?
      132. В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская пословица. Знаете ли вы её целиком?
      133. На какого литературного персонажа похож Петруша Гринёв и чем?
      134. Какие два типа эпиграфов даёт Пушкин к главам своего романа?
      135. Кого наняли Гринёву в учителя и имел ли он предшественника в литературе?
      136. Когда Гринёв писал свои мемуары и сколько ему уже было лет?
      137. Что, по мнению мемуариста, пришлось бы сделать его отцу, «если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь»?
      138. Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время метели, и какой смысл вкладывают в это слово герой и автор?
      139. Какой сон видит Гринёв на постоялом дворе и что исполняется из этого сновидения?
      140. Из-за чего произошла дуэль между Гринёвым и Швабриным?
      141. Гринев упражнялся в переводах и сочинении стихов, и один из известных поэтов того времени даже хвалил их. Кто?
      142. По поводу чего Гринёв с отчаянием заявляет: «Все дело пошло к чёрту!», «Все кончено!»?
      143. Как Савельич дважды был готов пожертвовать собой, чтобы спасти барина?
      144. Были ли прототипы у капитана Миронова и Швабрина?
      145. Как подчёркивается близость капитана и его помощника, поручика?
      146. Какие « ... обстоятельства» и « ... происшествия» определили, по словам Гринёва, его судьбу?
      147. За кого выдает себя Пугачёв и на какой исторический пример ссылается?
      148. За что благодарит Пугачёв Гринёва: «Награди вас Господь за вашу ... » и «Я помиловал тебя за твою ... »?
      149. Сказку какого народа и о чем рассказывает Пугачёв Гринёву?
      150. «Эта простонародная песня про ... , распеваемая людьми, обречёнными ... » — о какой песне идет речь и в каком ещё произведении Пушкина она звучит?
      151. Кого из народных полководцев показывает романист рядом с Пугачёвым?
      152. Кому принадлежит знаменитая сентенция: «Не приведи Бог видеть русский бунт, ... и ...!»? Закончите её.
      153. Какой приговор по обвинению в измене, которой он не совершал, получил Гринёв?
      154. По какому портрету русского художника рисует Пушкин облик Екатерины II?
      155. Как обещала облагодетельствовать Машу императрица и выполнила ли своё обещание?
      156. На что жаловался Пугачёв: «Улица моя ... ; воли мне ... . Ребята мои умничают»?
      157. Когда и как состоялась последняя встреча Гринёва с Пугачёвым?
      158. Как подписался Пушкин под эпилогом «Капитанской дочки» и какое число, месяц и год поставил?
      159. «Чему учится ...? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще)». О ком размышляет Пушкин?
      160. Как преображает поэт привычный фразеологизм «гнуть шею», т. е. подчиняться, в одном из поздних своих стихотворений: «для власти, для ливреи Не гнуть ни ... , ни ... , ни шеи»?
      161. Какие два кладбища противопоставлены в стихотворении «Когда за городом задумчив я брожу...» — на одном «нарядные гробницы» и «праздные урны», на другом — «неукрашенные могилы»? Что значит «праздные»?
      162. Есть ли среди пушкинских персонажей дети и кого из них вы можете вспомнить?
      163. Традиции каких предшественников Пушкин следовал в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»?
      164. Почему памятник «нерукотворный» и что это за «Александрийский столп»?
      165. Как первоначально звучала строка: «Что в мой жестокий век ... »?
      166. Какие народы и по какому принципу перечисляет поэт, говоря о своей будущей славе во «всей Руси великой»?
      167. Знаете ли вы пушкинские афоризмы: а) «Не продаётся вдохновенье ... »; б) «Да здравствует солнце ... »; в) «Служенье муз не терпит суеты ... »; г) «Гений и злодейство ... »; д) «Не помня зла ... »; е) «А счастье было ... »; ж) «Нет правды на земле ... »; з) «Привычка свыше нам дана ... »; и) «Быть можно дельным человеком ... »; к) «Всё куплю, — сказало злато ... »; л) «Есть упоение в бою ... »; м) «Ещё одно последнее сказанье ... »; н) «Мы ленивы ... »?
      168. «Иная, лучшая потребна мне свобода. Зависеть от ... , зависеть от ... — не все ли нам равно? Бог с ними...» От кого отказывается зависеть свободный поэт?
      169. «Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я речи ... не люблю». Какая «речь» имеется в виду и в чём юмор сего заявления?
      170. «В младенчестве моем она меня любила». Кто это «она»?
      171. «Чёрт догадал мне родиться в России с душою и ... !» (из письма к жене, 1836 г.). С чем?
      172. «Пора, мой друг, пора!» — скажет поэт в одном из поздних своих стихотворений. А где раньше прозвучит это дважды повторенное «пора», но совсем в другой ситуации: «Пора, пора! рога трубят...»?
      173. Кто из современников считал Пушкина человеком будущего, каким он явится, быть может, через двести лет?
      174. А кто так определил пафос его поэзии — «лелеющая душу гуманность»?
      175. Кому принадлежит известный афоризм: «Пушкин — наше всё»?
      176. Кто из русских писателей определил главную особенность творчества Пушкина как «всемирную отзывчивость»?
      177. Если в XIX в. пробовали «сбросить» Пушкина с пьедестала великого поэта, то в XX — с «парохода современности». Кто эти ниспровергатели?
      178. Как назвала М. Цветаева свою книгу о Пушкине?
      179. Кому принадлежит сравнение двух пушкинских героев: «...контраст между чернотой Пугачёва и её белизной, его живостью и её важностью, его весёлой добротой и её — снисходительной, его мужичеством и её дамством...»?
      180. Кто из русских поэтов, сравнивая себя с Пушкиным, писал: «После смерти нам стоять почти что рядом...» и «О Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган»?
      181. Кого из известных русских пушкинистов вы можете назвать? Кто из них совместил в себе учёного и художника, написав роман о Пушкине?
      182. Какие вы знаете оперы и балеты, написанные на пушкинские сюжеты?

ОТВЕТЫ
     1. Геттингенский университет — один из самых либеральных в Европе, и его выпускники отличались свободолюбием. И у Ленского — «вольнолюбивые мечты».
      2. «Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой».
      3. «И Ленский пешкою ладью Берёт в рассеяньи свою».
      4. Поэта, рождённого для славы и «блага мира», или обыкновенного помещика, который «пил, ел, скучал, толстел, хирел» и умер «посреди детей, плаксивых баб и лекарей».
      5. «Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир» и «Владимир Ленский здесь лежит, Погибший рано смертью смелых, В какой-то год, таких-то лет. Покойся, юноша-поэт».
      6. 26 и 18 («Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов»; «Он пел поблекший жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет»).
      7. «...тридцать».
      8. «...суровой», «...шалунью».
      9. «...розы», «...младость».
      10. Онегин, который проводил пред зеркалами по три часа. Ольга.
      11. «Пусть пишет далее меня».
      12. Агафон.
      13. Во время святочных гаданий приходится вступать в общение с нечистой силой, поэтому надо гадать в помещении, где нет иконы, и снять с себя крест и пояс, тем самым призывая черта.
      14. Об Ольге — автором и Онегиным.
      15. «...коварный искуситель?» и «Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще...».
      16. Светлану из баллады Жуковского. В обоих снах зима, снег, изба или шалаш, но Светлана видит гроб и мёртвого жениха, а Татьяна — живого Онегина, пирующего с представителями нечистой силы.
      17. Сон Татьяны, приезд гостей к Лариным и мысли Онегина об общественном мнении.
      18. С мирными долинами, лесами и горами, с родным домом, деревенской природой и свободой.
      19. Ключница Анисья.
      20. Бюст Наполеона Бонапарта. «Пасмурный чудак».
      21. Молодых людей, служивших в Московском Архиве Министерства иностранных дел, и среди них членов общества любомудрия.
      22. «Лет чрез пятьсот».
      23. После осенней слякоти и грязи едет по снежному первопутку. Совмещение в одной строке слов из разных стилей: «высокого» («торжествуя») и «низкого» («дровнях»).
      24. «Не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел её романа...»
      25. Бурмин из «Метели» и Онегин в своем письме к Татьяне.
      26. а) «...Напишут наши имена»; б) «...любимой быть другим»; в) «...И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь»; г) «...Что пройдет, то будет мило»; д) «...Взойдет ли наконец прекрасная заря?»; е) «...Глаголом жги сердца людей»; ж) «...Что не любить оно не может»; з) «...И не оспоривай глупца».
      27. «...звуков», «...чувств», «...дум».
      28. «...глуповата».
      29. Осень — «Красою тихою, блистающей смиренно», как «чахоточная дева», как «нелюбимое дитя в семье родной».
      30. «Осень», «Ненастный день потух...», «Вновь я посетил...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права...»).
      31. «Зимнее утро» и «Евгений Онегин» — вчера вечером.
      32. «Евгений Онегин» и «Пора, мой друг, пора...».
      33. Три — «Три дня купеческая дочь Наташа пропадала...», «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком...», «Негде в тридевятом царстве, В тридесятом государстве...».
      34. «...русский авось».
      35. «Работает за семерых»: «Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, всё заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит... Кашу заварит, нянчится с дитятей». Балда — молот, кулак; в нижегородском говоре — палица, дубина (без порицания).
      36. Хитростью: пустил бежать наперегонки с бесёнком зайца, а другого держал в руках; не бросал палку, дожидаясь тучки; ехал на лошади, делая вид, что несёт её.
      37. «...до потолка», «...языка», «...ум».
      38. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Медном всаднике».
      39. На острове Буяне.
      40. Четыре — город, белка, богатыри и превращение лебеди в царевну.
      41. Четыре раза, последний раз — без Гвидона.
      42. Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха, первой он впился в правый глаз, второй — в левый, третьей — в нос.
      43. Ткачиху с поварихой и Бабариху.
      44. Гвидон называет её «старой бабушкой своей», значит, она — мать трех сестер и тёща Салтана.
      45. Царица и мачеха в «Сказке о мёртвой царевне...».
      46. Солнце, месяц и ветер.
      47. Пес Соколко.
      48. Дала новое корыто и избу, сделала старуху дворянкой и царицей, отказавшись превратить её во владычицу морскую.
      49. Ядовитое растение с одурманивающим запахом, здесь — в значении «одуреть».
      50. У Пушкина Чернавка, переодетая нищей черницей (монашкой), даёт царевне отравленное яблочко; в народной сказке мачеха под видом нищенки дарит падчерице рубашку, которую она надевает и умирает.
      51. Царь Салтан был обманут и в конце концов исправил свою ошибку, а Дадон быстро забыл смерть своих сыновей, увидев шамаханскую царицу, и целую неделю пировал с нею.
      52. Золотой петушок.
      53. «Легендой об арабском звездочёте» американского романтика В. Ирвинга.
      54. «Сказка о царе Салтане...» и «Сказка о мёртвой царевне...», «Сказка о золотом петушке».
      55. «Повести Белкина».
      56. Иван Петрович Белкин. В селе Горюхине. «История села Горюхина».
      57. Соседом и приятелем Белкина, жившим в селе Ненарадово, где проживали герои «Метели» — Марья Гавриловна и её родители, а потом уехали оттуда.
      58. Во-первых, она «ближайшая родственница и наследница» Белкина, а во-вторых, носит имя-отчество героини Грибоедова, которая всё и всех знала: «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
      59. Из «Недоросля» Фонвизина — диалог Простаковой и Скотинина о любви не к истории, а к историям — насмешливая «заявка» на занимательность повестей.
      60. Кишеневского приятеля Пушкина подполковника Ивана Петровича Липранди. Кстати, имя и отчество Белкина — Иван Петрович.
      61. Эпизод дуэли, когда граф угощался черешнями, в то время как Сильвио целился в него. Так поступил и Пушкин в дуэли с Зубовым в 1822 г., но тот промахнулся, а поэт стрелять отказался.
      62. В сражении под Скулянами, где небольшой греческий отряд воевал против турецкой армии.
      63. Вид Швейцарии (пейзаж).
      64. Над героями «Метели» — Марьей Гавриловной и Владимиром.
      65. Онегин и Евгений («Медный всадник»). Сильвио («Выстрел») и Алексей («Барышня-крестьянка»). Бурмин («Метель») и Алексей.
      66. У Марьи Гавриловны.
      67. Возвращение блудного сына.
      68. Самсон — библейский герой, которого любимая женщина лишила силы, заключённой в его волосах, и выдала врагам. А Вырина бросила и предала дочь, без которой он не смог жить.
      69. «Гробовщик» и «Каменный гость» Пушкина.
      70. «Станционный смотритель».
      71. В. Г. Белинский.
      72. В «Барышне-крестьянке» счастливый финал, в «Дубровском» влюблённые разлучаются.
      73. Лиза превратилась в Акулину.
      74. «Метель» — Бурмин объясняется в любви Марье Гавриловне, с которой уже был обвенчан.
      75. В «Евгении Онегине» — гибелью Ленского, в «Выстреле» — унижением графа, пощажённого Сильвио, в «Каменном госте» — убийством Дона Карлоса, в «Капитанской дочке» — ранением Гринёва.
      76. Рембрандта — «...я стократ видал точь-в-точь В картинах Рембрандта такие лица».
      77. Во Франции, Австрии, Испании, Англии.
      78. Антиномии (иногда — оксюмороны) с сочетанием несочетаемого: скупости и рыцарства, творца и ремесленника, каменного и гостя, пира и чумы.
      79. Барон опровергает это утверждение всем своим поведением: он не спокоен и зависим от окружающих (особенно от сына), и у него есть и желания, и мечты, и страсти.
      80. «...алжирский», «...цепной». В Алжире было пиратское государство, и пленник становился рабом разбойников, т. е. худший вид рабства.
      81. «...демон».
      82. Герцог.
      83. «Ключи, ключи мои!» — «скупость» в рыцаре побеждает.
      84. «Борис Годунов» и «Чаадаеву».
      85. «Моцарт и Сальери». Главное — не зависть, а столкновение двух типов мировосприятия и творчества, гениальности и злодейства. Кроме того, автор не хотел давать в заглавии дидактическую указку.
      86. Арию из «Дон-Жуана». Моцарт хохочет, Сальери возмущается.
      87. Яд был подарен Сальери любимой женщиной.
      88. «...перечти „Женитьбу Фигаро"».
      89. Барон своего наследника и Сальери Моцарта.
      90. Дон Гуан. Лаура.
      91. Дон Диего.
      92. «Я гибну — кончено — о Донна Анна!»
      93. Историческая драма Джона Вильсона «Чумный город» («Город Чумы»).
      94. Пушкин сидел в холерном карантине в Болдине, страдая от любви и ревности и испытывая «пир» вдохновенья и страсть к жизни в окружении страшной болезни.
      95. «Тиран».
      96. «Откуда ты, прекрасное дитя?» — князь спрашивает Русалочку.
      97. «...посох и сума; Нет, легче труд и глад». Возможно, это связано с известием о сумасшествии К. Н. Батюшкова.
      98. Мария («Полтава»), Евгений («Медный всадник»), Мельник («Русалка»), Германн («Пиковая дама»), Моцарт («Моцарт и Сальери») и «рыцарь бедный» («Жил на свете рыцарь бедный...»).
      99. О Петре I: «то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник» (1833).
      100. Матрёна. Была замужем до встречи с Мазепой, а потом ушла в монастырь.
      101. «За дело, с Богом!»
      102. Шереметева, Брюса, Боура, Репнина, Меншикова.
      103. Карла XII и Наполеона Бонапарта.
      104. «...тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат».
      105. «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе», остальные либо забыты, либо прокляты, либо сохранились в преданиях и песнях.
      106. 1824, Александр I.
      107. Петр I бросил вызов природе, а Александр со вздохом признался: «...с Божией стихией Царям не совладать».
      108. Во время наводнения — «Над возмущенною Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне». После наводнения — «Над ограждённою скалою кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне».
      109. «Добро, строитель чудотворный!.. Ужо тебе!»
      110. Изваяние, статуя, изображение языческого божества (идол, болван), предмет слепой, бестолковой любви (кумир моей любви).
      111. Наводнение.
      112. Да, Евгений умер у порога ветхого, разрушенного домишки, занесённого наводнением на пустынный остров (возможно, Голодай, где похоронены были казнённые декабристы).
      113. Потому что он забыл свою родословную: «...не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине».
      114. Вместо Абрама — Ибрагим. Женился через 6 лет после смерти Петра I на гречанке, дочери бедного армейского офицера, а не на знатной боярышне.
      115. К Шутихе — шуты были не только в царских дворцах, но и в домах богатых бояр.
      116. «Россия представлялась Ибрагиму огромной мастерскою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчинённый заведённому порядку, знает своё дело».
      117. Небогатый белорусский дворянин Островский, который судился с соседом, остался без имения и стал главарём шайки разбойников, своих дворовых.
      118. Имел гарем из 16 девушек, живших под надзором взаперти.
      119. Встретил попа со всем причетом — приехал суд отбирать имение.
      120. Пакет с надписью: «Письма моей жены», — сделанной рукой отца.
      121. Владимиру Дубровскому, чтоб дом не достался виновнику смерти отца — Троекурову. По вине кузнеца Архипа, который запер двери.
      122. Маша и Владимир — эпизод с убийством медведя.
      123. Орина — Арина Родионовна, няня Пушкина.
      124. Нет, готовился в кондитеры, но узнал, что в России звание учителя намного выгоднее.
      125. Мамзель Мими. Сына Сашу от Троекурова, который воспитывался в отцовском доме и приходился Маше сводным братом.
      126. На державинского вельможу и на фонвизинского Стародума.
      127. Князь Верейский.
      128. Чарского. Мицкевич, который тоже был поэтом-импровизатором.
      129. С ветром, орлом и Дездемоной — «Затем, что ветру и орлу и Сердцу девы нет закона».
      130. Клеопатра.
      131. «...роман».
      132. «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно в таком виде она прозвучала в наставлении Андрея Петровича Гринёва своему сыну при расставании в начале романа.
      133. На Митрофанушку из «Недоросля» Фонвизина: «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками».
      134. Фольклорные и литературные — из народных песен и из русской литературы XVIII в.
      135. Француз Бопре, бывший парикмахер, потом солдат — немец Вральман, бывший кучер («Недоросль»).
      136. «Ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра», т. е. после 1801 г., когда Александр I вступил на престол, но, вероятно, до 1812 г. — значит, мемуаристу было лет 50.
      137. Отцу пришлось бы сообщить о «смерти не явившегося сержанта», так как ребёнка записывали в полк до его рождения.
      138. Вожатым. Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасёт Гринёва и выведет его на верный жизненный путь.
      139. О своем возвращении домой и смертельной болезни отца, который превращается в мужика, а тот оказывается посаженым отцом и надо поцеловать у него руку и попросить благословение; потом он размахивает топором, комната наполняется трупами, но с Гринёвым разговаривает ласково. В реальности будут казни, и предложение Пугачёва себя в посаженые отцы, и спасение Гринёва, и отказ от целования руки, и благословение двух влюбленных: «Дай вам Бог любовь да совет!»
      140. Из-за совета Швабрина «вместо нежных стишков» подарить Маше «пару серёг» и заявления: «Знаю по опыту её нрав и обычай», за что Гринёв обозвал его лжецом и мерзавцем и был вызван на поединок.
      141. Сумароков.
      142. По поводу отказа родителей благословить его женитьбу на Маше Мироновой.
      143. Бросился на место дуэли, чтобы заслонить барина от шпаги Швабрина, и предложил Пугачёву повесить себя вместо «барского дитяти».
      144. Отец баснописца И. А. Крылова и офицер Шванвич, перешедший на сторону Пугачёва и служивший ему с усердием.
      145. Обоих зовут Иванами (Кузьмич и Игнатьич), одинакового происхождения — из простого народа, живут одной семьей, много лет вместе служат и гибнут вместе.
      146. «...странные», «...неожиданные» — пугачёвщина.
      147. За императора Петра III, ссылаясь на пример Григория Отрепьева: «Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?»
      148. «...добродетель».
      149 Калмыцкую сказку о вороне и орле.
      150. «...виселицу», «...виселице». «Не шуми ты, мати зелёная дубровушка» — не только в «Капитанской дочке», но и в «Дубровском».
      151. Бывшего капрала Белобородова, который требует казни всех дворян, и беглого каторжника Хлопушу, возражавшего против произвола и неоправданной жестокости.
      152. «...бессмысленный» и «беспощадный». Гринёву, но автор, скорее всего, соглашается с героем.
      153. «Позорная казнь», заменённая ссылкой в Сибирь на «вечное поселение».
      154. Боровиковского — в утреннем летнем платье, ночном чепце, у ног собака, за спиной деревья. У Пушкина, правда, осень и дама в «душегрейке», но лицо её тоже полное и румяное, спокойное и важное.
      155. «Не беспокойтесь о будущем: я беру на себя устроить ваше состояние», но написала только «собственноручное письмо», которое содержало оправдание Гринёва и «похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».
      156. «...тесна», «...мало».
      157. Во время казни Пугачёва, который «узнал его в толпе и кивнул ему головою».
      158. Издатель. 19 окт. 1836.
      159. «Дворянство». О дворянском сословии.
      160. «...совести», «...помыслов».
      161. Городское и сельское. Пустые, ничем не заполненные.
      162. Саша и Митя («Дубровский»), Ваня («Станционный смотритель», «Вурдалак»), Русалочка («Русалка»), мальчишки («Евгений Онегин»).
      163. Горация, Ломоносова и Державина.
      164. Название иконы «Спас Нерукотворный». Столп воздвигнут в честь победы над Наполеоном (каменная колонна).
      165. «Что вслед Радищеву восславил я свободу».
      166. Финн — север, славяне — центр и запад, тунгус — восток, калмык — юг: разные стороны света (России).
      167. а) «Но можно рукопись продать»; б) «Да скроется тьма!»; в) «Прекрасное должно быть величаво»; г) «...две вещи несовместные»; д) «...за благо воздадим»; е) «...так возможно, так близко»; ж) «Но правды нет и свыше»; з) «Замена счастию она»; и) «И думать о красе ногтей»; к) «Всё возьму, — сказал булат»; л) «У бездны мрачной на краю»; м) «И летопись окончена моя»; н) «...и не любопытны».
      168. «...царя», «...народа».
      169. «...русской». Речь идет о дамах, которые «изъяснялися с трудом на языке своем родном», а уж писать правильно по-русски и совсем не могли.
      170. Муза («Муза», 1821).
      171. «...талантом».
      172. «Граф Нулин» (1825).
      173. Н. В. Гоголь.
      174. В. Г. Белинский.
      175. А. А. Григорьеву — поэту и литературному критику.
      176. Достоевский в речи, произнесённой при открытии памятника Пушкину в Москве.
      177. Д. Писарев и футуристы.
      178. «Мой Пушкин».
      179. Марине Цветаевой («Мой Пушкин»).
      180. Маяковский и Есенин.
      181. Б. Томашевский, С. Бонди, Д. Благой, М. Алексеев, Г. Макогоненко, Ю. Лотман, В. Непомнящий. Ю. Тынянов («Пушкин»).
    182. Оперы: Глинка. «Руслан и Людмила»; Чайковский. «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»; Даргомыжский. «Русалка»; Мусоргский. «Борис Годунов»; Направник. «Дубровский»; Рахманинов. «Алеко»; Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Балеты: Асафьев. «Бахчисарайский фонтан»; Глиэр. «Медный всадник».

Категория: ВИКТОРИНЫ | Добавил: admin (19.07.2014)
Просмотров: 1298 | Теги: викторина, Внеклассное мероприятие, Своя игра, звездный час, литературная викторина для эрудитов, слабое звено, викторина для школьников скачать бе | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0