Главная » 2011 » Ноябрь » 30 » ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
13:30
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать
задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи
воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Решение задач обучения преследует цель "подготовить учащихся, грамотных
в широком смысле слова". Итоговым результатом этой подготовки является
ГИА для выпускников 9-х классов и ЕГЭ для выпускников 11-х классов.
Зачастую процесс подготовки к экзаменам представляет собой упорную
тренировку в "механическом" или "машинальном" решении тестов и написании
сочинений. При этом процесс воспитания медленно, но верно отходит на
второй план. А ведь задачи воспитательного плана заключаются в
необходимости воспитать личность с активной жизненной позицией,
творчески мыслящую и действующую в интересах общества.
Школа призвана не просто научить ребёнка правильно писать гласные и
согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных
предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как
национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития
личности.
В современной практике обучения проблема воспитания нравственных
качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение
представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств
на уроках русского языка путем использования художественного текста –
это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в
людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах,
новаторах.
Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует
формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и
назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно
это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал,
содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных
качеств школьника. Дидактический материал должен обращать внимание
учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике,
на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли,
трудолюбия, на высокие нравственные качества.
Так, одиннадцатиклассники при подготовке к написанию
сочинения-рассуждения с удовольствием размышляют над текстом Юрия
Визбора "Зачем мы ходим в горы?" Ребята, не задумываясь, говорят о том,
чем привлекают горы, чем они опасны, какие чувства возникают у человека
при мысли о походе в горы, почему, испытывая холод, голод, зной, люди
всё равно стремятся покорить вершины. Кто-то делится впечатлениями из
собственного опыта, кто-то просто предполагает, а к концу урока хрупкая
девушка осторожно, несмело всё-таки говорит: "Я бы тоже хотела
отправиться в такой поход".
Уникален и текст Леонида Жуховицкого об обострившихся межнациональных
отношениях. Актуальная проблема современности настолько интересна
подросткам, что и после своих уроков, где-то в коридоре слышишь от ребят
продолжение их обсуждений. Обсуждают – значит поняли, прониклись,
поставили себя на место героя. Отрадно, что дети это понимают, ведь
среди их одноклассников тоже есть ребята, принадлежащие к другой нации. И
они принимают их такими, какие они есть. Ведь совсем не важно, что у
соседа иная форма глаз, носа и другой цвет волос. Главное – душа
человека.
Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на
содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную
функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки
правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и
стабильнее, а значит – прочнее.
К уроку "Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях" в 9
классах мною был подобран материал на тему "Руки трудовые".
Встречается сутулый человек, и думаешь:
В труде он прожил век.
А, может, стал таким не оттого:
Поклоны спину сгорбили его?
Кто в том виной: подхалимаж иль труд?
Взгляни на руки: руки не соврут.
(М.Сазонов)
Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя и самонадеянности, добрых и щедрых.
Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.
Руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного
стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных: сталевара и
скульптора, агронома и исследователя, строителя и воспитателя.
Кто хочет сделаться глупцом,
Тому мы предлагаем:
Пускай пренебрежёт трудом
И жизнь начнёт лентяем.
Когда придёт упадок сил,
Хандра наступит злая,
Верь: ни единый пёс не выл
Тоскливее лентяя.
(Н.А. Некрасов)
Не лень, а труд возвышает человека. Лентяй всем ненавистен. Можно быть
скромным, не будучи мудрым, не обладая скромностью. Некогда позёвывать,
когда дело есть. У кого два дела в виду – ни одного не исполнит.
Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс
длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные классы,
разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное –
вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное,
нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и учителя.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все-таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.