«Нормы оценки…» призваны
обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по
русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон
владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания,
содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные
виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования
только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к
моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных
сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые
умения.
Устный опрос является одним из
основных способов учета знаний учета
учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой
связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать
его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться
следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень
осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если
ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение
языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только
по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но
допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и
допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если
ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если
ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за
единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится
определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму
ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при
условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и
осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. |