Суббота, 27.04.2024, 02:42


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Главная » 2023 » Декабрь » 30 » Методическая роль учителя в преподавании литературного краеведения
11:56
Методическая роль учителя в преподавании литературного краеведения

Вступление

В процессе модернизации российского образования происходит переосмысление роли регионального компонента Базисного учебного плана, поэтому большое внимание в школах нашей страны уделяется его реализации.

Учитывая, что в процессе модернизации российское образование должно обеспечить процессы развития страны, а значит способствовать решению задач перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, преодолению опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития, региональный компонент содержания общего образования должен быть гармонично связан с решением этих задач.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что реализация регионального компонента способствует  не только приобретению учащимися новых знаний, расширению историко-культурных представлений учащихся о малой родине, но и при должной организации учебного процесса является действенным стимулом для развития творческих способностей, рефлексивных умений учащихся, а также формирования нравственных ориентиров.

 

Из истории вопроса

Русская литература, как и многие другие национальные литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени. Писатели-классики и писатели-современники живут в контексте вечности и конкретного времени. Менее понят и осмыслен фактор пространственной характеристики литературы. А между тем культура еще у своих истоков четко зафиксировала свою связь с географией: литература Киевской Руси и Новгорода, Русского Севера и Дона. Литература Сибири в этом отношении не является исключением. Ее своеобразная история и этническая география, особенности климата и специфика сибирского характера – все это способствовало рождению оригинальной литературы. Литература Сибири имеет почти 400-летнюю биографию. К сожалению, литература Сибири, определившаяся в последние годы как серьезная научная проблема, делает первые и еще общие шаги в школе.

Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Они помогают  возгореться искрами любви к Отечеству. Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов,  связывал с преподаванием «отчизноведения»  изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности». Умение сопоставлять изучаемое со знакомой местностью – способность, чрезвычайно полезная и в практической жизни.

К использованию литературного краеведения в учебном процессе ученые обратились 80-90-е годы 20 века. В настоящее время образование не может пониматься как процесс, ограничивающийся узкими рамками школы. События в общественной жизни, огромные сдвиги в культуре современности должны помочь подростку, пассивно воспринимающему материал, активно и сознательно отнестись к объекту, научить видеть облака на небе и грязь под ногами, радостный смех праздника и озабоченность трудового дня. В программах школ 1 и 2 ступени краеведение определяют как основу преподавания.

В 20-е годы, называемые «золотым десятилетием» краеведения, были подняты и разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы различные формы привлечения местного материала как в учебной, так и во внеклассной работе. Но оценить свой вклад в науку и школьную практику краеведы не успели, смена идеалов привела к смене педагогических парадигм.

 

Учебно-методический комплект «Писатели Восточной Сибири» в средней школе.

Современные философы считают, что, в наше время «образованный человек – это не столько "человек знающий”, сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире». Для того чтобы подготовить такого человека, современная школа пробует вводить новые предметы, и один из них – литература родного края.

Изучение литературы родного края – это одно из новых направлений преподавания литературы в школах  Иркутской области. Главная цель такого преподавания - изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развить творческие способности учащихся.

Первая региональная  книга по литературе "Писатели Восточной Сибири» была  разработана в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утверждённого приказом Департамента образования Иркутской области за №619-дпр от 07.05.2007 г. "О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007/2008, 2008/2009 учебные годы".

Это сборник литературных материалов   для чтения и изучения  школьниками 5-6 классов. Здесь  собраны произведения известных и малоизвестных авторов.  В  хрестоматии широко представлены  наши современники: Марк Сергеев, Валентин Распутин, Геннадий Михасенко, Семен Устинов, а также   Н.А. Белоголовый и его  «Воспоминания сибиряка» о декабристах в Сибири и многие другие авторы.

По такой книге легко изучать сибирскую литературу,  фольклор и эпос, тофаларские и бурятские сказки, знакомиться с писателями-современниками. По окончании изучения этого курса школьник должны иметь представление о том, что культура Прибайкалья - часть российской культуры, которая является неотъемлемой частью культуры мировой. Трудно переоценить вклад в эту книгу автора-составителя Ольги Шахеровой, кандидата филологических наук. Разработанные ею методические рекомендации являются первой книгой в учебно-методическом комплекте по литературе Восточной Сибири.

Изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

На уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность; произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова. Предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказы, фрагменты из повести, летописи, стихотворные произведения.

Основными критериями отбора для изучения художественных произведений сибирских писателей являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Авторы ставят своей целью привлечь внимание к уникальности прибайкальской природы, побудить школьников задуматься об уязвимости природного мира, создать условия для эстетического открытия собственной духовной причастности к тайне красоты родного пространства и окружающей вечной природы, создать условия для эстетического вживания в мир произведений сибирских писателей, а также способствовать тому, чтобы школьники задумались над нравственными вопросами современной жизни. В сознании учеников должна утвердиться мысль о связи творчества писателей с родной сибирской местностью, конкретным городом, память о которых отражена в их произведениях. Таким образом можно помочь детям сформировать собственную эмоциональную память о родных местах. Учителям необходимо создать условия для рефлексии; сознание школьника должно быть подготовлено к диалогическому соотношению предшествующего эстетического и этического опыта с опытом настоящего, приобретенным в процессе чтения художественного произведения.

 

Начиная новое дело, всегда  сталкиваешься с  определенными трудностями. С чего начать? Как лучше сделать? Где взять необходимый материал?

Так получилось и с преподаванием нового предмета «Писатели Восточной Сибири». В распоряжении учителя литературы - только учебник-хрестоматия и методические рекомендации, которые являются первой ступенькой в преподавании нового предмета.  Больше никаких разработок, поурочного планирования тоже нет, очень мало информации в интернете – буквально по  крупицам приходится собирать нужный материал.

Обучая школьников, обучаешься и сам. Эти слова  как никогда  подходят к данной ситуации. Отбор, переработка информации, найденной в интернете, в других источниках, требуют  огромных усилий при подготовке к урокам. Например, создание электронных презентаций в качестве наглядного дидактического   материала (биографические сведения, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям). Ведь наглядность обеспечивает первую ступень познавательной аналитико-синтетической умственной деятельности. Она выступает как средство, позволяющее включать эти процессы в контекст умственной деятельности и стимулировать ее.  На адаптацию художественных текстов тоже требуется  много времени, ведь многое приходится  читать впервые.

Приходится тщательно продумывать домашнее задание. Как правило, оно носит творческий характер. Можно, например, после чтения рассказа Семена Устинова «Любопытный бурундук» из любого материала изготовить бурундучка;  после изучения рассказа В.Г. Распутина «В тайге над Байкалом» изобразить маршрут героя по тайге, представив его путь с высоты птичьего полета, и рассказать, какой участок пути видится наиболее ярко;  после изучения  творчества Георгия Граубина от имени мальчика из государства Урарту придумать рассказ  о разных системах обучения; написать    сочинение, используя прием олицетворение...   Есть  и эвристические задания, например написать письмо декабристу А. Одоевскому, спросить его о волнующих нас вопросах того времени. Такие виды домашнего задания, несомненно, носят продуктивный характер.

 

Конечно же, главная работа – это деятельность ученика и учителя на уроке. Как организовать эту работу, чтобы достигнуть всех целей и задач, поставленных авторами УМК «Писатели Восточной Сибири? Представляется необходимым строить образовательный процесс на основе когнитивного, коммуникативного и интегрированного подхода в обучении с использованием преимущественно индивидуальных и групповых форм организации учебной деятельности. Ключевыми методами в работе следует считать метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы, которые  по характеру взаимодействия  учителя и ученика относятся к технологии проблемного обучения. Принимая во внимание специфику предмета,  автор данной работы использует  на своих уроках следующие  приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

 

1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу

  • прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных (сведения из истории о походе Ермака в Сибирь)
  • прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов (что такое ОЛОНХО, ГЭСЭР и т.д.)
  • прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его  исторической и культурной ценностью (в ходе  изучения и анализа рассказа Алексея Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий» сделать акцент на значение растения черники для сохранения почвенного слоя земли, на позицию автора в этом вопросе)
  • прием ассоциаций - выявление ассоциаций, возникающих при чтении и произношении слов «детство», «тайга», «счастье»

 

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала

  • эвристический прием – задаются трудные вопросы, и с помощью наводящих вопросов учащиеся приходят к ответу (Если бы вам пришлось доказать мысль о недопустимости лесных пожаров, как бы вы это сделали?)
  • исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений,  анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод (Как автор рассказа убедился в том, что лесные пожары вредны для ягодных кустарников?)

 

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний

  • прием схематизации –  схематично перечисляем образы, показываем  взаимосвязь  между ними (изобразить схематично образную систему произведения)
  • прием символизации – вычерчиваем маршрут героя по тайге
  • звукопись - подсчитываем количество повторяющихся звуков и пытаемся понять, что хотел услышать автор и поведать читателю
  • стихотворчество (турнир веселых «рифмачей»: создается две команды, ведущий называет слово, каждый член команды должен по очереди (без промедления!) подобрать слово с такой же рифмой).  Тот, кто после счета до трех не назвал, выбывает из игры; другой команде дается другое слово и то же задание; игра продолжается до выявления абсолютного победителя-«рифмача».

 

Таким образом, перечисленные методы и приемы помогают учителю создавать свои уроки непохожими на другие, творческими, не забывающимися для него самого и его учеников. По результатам исследования, проводимого среди учащихся,  детям очень нравится предмет «Писатели Восточной Сибири», они охотно выполняют творческие работы и считают данный предмет одним из любимых.

 

Заключение

Одна из важнейших проблем времени – приобретение учениками «благородства не ради внешнего впечатления, но истинного, с весомой пользой для жизни настоящей и будущей».

Школа, почти для каждого оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей-дорог. И у литературы, которую мы изучаем в школьные годы, роль здесь наиглавнейшая. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то душу, может быть, – литературой, культурным наследием Сибири.

Литературное краеведение – это та  сфера, где творчество учителя и учащегося может проявиться наиболее полно. Подход к литературному краеведению не только как к узкому региональному началу, но и имеющему важность для культуры всей страны позволяет считать его основным краеведческим компонентом в литературном образовании.

Методическая работа учителя литературы, преподающего новый предмет «Писатели Восточной Сибири» требует особого к ней отношения. С одной стороны, возникает множество дополнительной работы  при подготовке к уроку, а это требует  большего времени, чем  обычно, так как в преподавании  этого предмета не существует должной методической базы.  С другой стороны,  у учителя возникает  потребность в самообразовании по данному вопросу; появляется возможность экспериментировать (ведь ты - первый на этом пути), искать, творить! Так,  благодаря творческому поиску учителя развивается личность не только его ученика, но и повышается профессионализм самого педагога.

Автор работы: Наталья Рыбкина
Просмотров: 3857 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0