Четверг, 25.04.2024, 08:40


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Главная » 2011 » Ноябрь » 30 » Формирование орфографических и пунктуационных навыков у учащихся
11:43
Формирование орфографических и пунктуационных навыков у учащихся

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.

"Что ты делаешь?” – спросил мудрец. " Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб. " Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, - посоветовал мудрец. " Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, - ответил упрямый лесоруб. 

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба. Как разрешить её? 

Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя. 

Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.). 

 

Из многолетнего опыта работы с учащимися у меня сложилось твердое убеждение в том, что повышение орфографической и пунктуационной грамотности остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе. 

 

У подавляющего большинства школьников не вызывает особых затруднений формулировка той или иной орфограммы и пунктограммы. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Поэтому необходимо научить детей видеть свои ошибки, то есть добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. 

 

Самые основные орфограммы изучаются в 5-6 классах. Поэтому важно не потерять это время, время любознательных. После начального периода обучения детям все интересно в начале среднего звена: кабинетная система, разные учителя, внеклассная работа, новые предметы. 

 

Принимая детей в 5 класс, я сразу стараюсь выявить сильных и наиболее слабых учащихся, чтобы начать с ними индивидуальную работу, нагружая сильных и ища интересную посильную работу со слабыми. Кроме нужных тетрадей, заводим еще тетрадь для дополнительных работ. В тетрадях для дополнительных работ занимаемся контрольным списыванием текстов, где снижается оценка не только за ошибки, но и за каллиграфию. 

 

По-моему, списывание играет большую роль в развитии орфографических навыков учащихся. Это тренировка руки и глаза. Списывание большими порциями, без единой ошибки, иногда с грамматическими заданиями, типа: запомнить, указать, подчеркнуть, выделить. Такой прием эффективен в 5-7 классах. Учащиеся этих классов, если объяснить им смысл предлагаемой работы, занимаются списыванием очень охотно. 

Я никогда на уроке не тороплю детей. 

В начале урока практикую и «минутки чистописания», где подбираю слова и предложения для новой темы. При изучении новой темы возвращаемся к написанному и находим изучаемую орфограмму и делаем выводы. 

 

Словарной работе я придаю большое значение, использую при этом разные виды словарей. 

Кроме орфографической, в русском языке существует и пунктуационная грамотность. Умело и свободно пользоваться знаками препинания школьники смогут лишь тогда, когда не только овладеют какой-то определенной суммой знаний, но и будут хорошо представлять себе природу пунктуации – ее значение, принципы, функции отдельных знаков препинания. 

 

Важным этапом формирования у школьников соответствующих умений и навыков является выполнение пунктуационных упражнений, большинство которых строится на текстах, напечатанных без знаков препинания. 

 

Учитывая особенности возрастного воспитания учеников, считаю важным введение на уроках игр. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными 

 

Например: Игра "Третий лишний”. 

 

В каждом ряду укажите слово, "лишнее" с точки зрения орфографии. 

1.реч..нка, девч..нка, печ..нка; 

2.отгад..вать, завед..вать, провед..вать; 

3.пр..зумпция, пр..зидиум, пр..ложение. 

– Поиграем в обгонялки? 

За определенное время подберите слова с указанными выше словосочетаниями согласных (чк, чн, чт и т. д.) и составьте с ними примеры. За каждый правильный ответ – один балл. Подсчитайте в конце игры свои баллы.

– Поиграйте с друзьями. 

– Разделитесь на две команды, возьмите себе по суффиксу: одна команда – чик, другая – щик. Образуйте с этими суффиксами слова, обозначающие профессию, род деятельности. Побеждает та команда, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед этими суффиксами.

– Чья радуга ярче? 

– Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ получился ярким, "ожил”

Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет невидимка – ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники – флюгер, показывающий направление ветра, градусник, определяющий температуру воздуха, и влагомер, который устанавливает влажность воздуха. Есть еще барометр, измеряющий атмосферное давление. 

 

Викторина 

1.Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях: 

а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. 

б) Швейцар решил идти не спеша. 

в) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши. 

2.Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 

а) Приехав домой, его никто не встретил. 

б) Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания. 3.Составьте предложения с фразеологизмами, указав, какие из них обособляются: сломя голову, спустя рукава, не разгибая спины, держа курс на что-либо, не покладая рук, не долго думая, скрепя сердце, положа руку на сердце. 

 

Основным условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:

1.увидеть орфограмму;

2.установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном случае;

3.решить вопрос о конкретном написании 

 

Творческий диктант.

Составьте предложения со следующими словосочетаниями: отец с матерью, мы с сестрой, масса народу, большинство отдыхающих, много людей, один из многих, поехать в Крым, бежать к морю, плыть к берегу, лететь самолетом, ходить в походы. 

 

Словарный диктант 

Посетить зоопарк, веселые медвежата, интересные малыши, съехать с горки, напиться из-под крана, полез на прутья, радостно визжать, черная шубка, вкусное молоко, плескаться в бассейне, схватить добычу. 

1.Найдите четыре слова с безударной гласной в корне слова, проверьте их правописание. 

2.Найдите два слова, в корнях которых согласные буквы не соответствуют звукам, подчеркните эти согласные, подберите к этим словам проверочные. 

Для определения у учащихся уровня относительной орфографической грамотности представляется перспективным использование тестов. В английском языке слово тест обозначает "испытание, проба, эксперимент, проверка”. Из всего многообразия тестов можно выделить тесты для проверки знания определений и правил.

 

 

Например, при изучении темы "Орфография и пунктуация" можно предложить следующие задания: 

1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы? 

а) пред..стория, с..грать, без..скусный

б) меж..нститутский, пред..юльский, раз..грать 

в) сверх..нтересный, подтожить, от..скать 

2. В каком слове на месте пропуска пишется И? 

а) врем..чко, 

б) луков..ца,

в) Тан..чка, 

г) блюд..чко 

3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

Обреченный судьбой на постоянную праздность(1) я (2) уходя иногда из дому(3) бродил где-нибудь до позднего вечера. 

а) 1, 2, 3 

б) 2, 3 

в) 1 

г) 1, 3 и т.д.

4. В этом предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым: 

А) Тигренок Васька был еще ребенок. 

Б) Взрослые тигры опасные хищники. 

В) Ежик был ручной. 

5. В этом предложении обращение надо выделить запятыми: 

А) Скажи мне кудесник любимец богов… 

Б) Запевает тихо мой ямщик спросонок. 

В) Спой ямщик мне песню удалую! 

 

Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет. 

 

Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им. 

 

Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила. 

 

Цель подготовительного этапа – создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5-го класса знакомятся впервые. Осознать употребление двоеточия ученик может при условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к однородным членам. 

 

Объяснение правила начинается с анализа примера. Обобщающее слово заключается в прямоугольник, однородные члены подчеркиваются условными обозначениями. Вот так выглядит пример:

Дети, старики, женщины – [все] смешалось в живом потоке. 

Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения. 

После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений – расстановке пропущенных знаков.

Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания.

Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы. 

Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее. 

– Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: 

[ ] , и [ ] . (Знаки препинания не проставлены.) 

Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы. 

 

Данные методические рекомендации апробированы мною в течение ряда лет на уроках русского языка.

 Энзе Барыева

Просмотров: 3959 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/31
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0