Понедельник, 17.06.2024, 10:48


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Внеклассное занятие по русскому языку "Не пером пишут, а умом"
26.05.2012, 18:01

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительная часть

Ведущий. Нашу встречу хочется начать с загадки.

Учитель открывает текст пословиц на доске.

Он и поит, и кормит. Он и до Киева доводит. О чем говорится в этих пословицах?

Дети. О языке.

У. Конечно, это язык. Ну, а сегодня он не до Киева доведет одну из команд, а до победы. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке, записанные на карточках.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, "русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам". Ему свойственны "величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность".

Ученик 2. "Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой". Так считал Лев Николаевич Толстой. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: "Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого".

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе:
"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?"

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев предупреждал: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданое нам нашими предшественниками".

Следующий ученик читает отрывок стихотворения К. Бальмонта "Русский язык".

Ученик 6.

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше...

Ведущий. С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

II. Отборочный тур

Ведущий. Я приглашаю вас принять участие в увлекательной и полезной игре. Вы проверите свой интеллект и сообразительность, приобретете новые знания, расширите кругозор. Ну а девизом игры будет русская народная пословица "Не пером пишут, а умом". Какие команды примут участие в сегодняшней игре?

Знакомство с командами. Приветствие.

– Но если вы хотите выиграть, вы должны стать дружной командой. 150 баллов заработает та команда, которая даст правильные ответы на 15 вопросов. Если один из участников дает неправильный ответ, вы теряете 10 баллов. Определим команду, которая первой начнет игру. Для этого надо перечислить слова по количеству звуков, начиная с наибольшего.

На доске:

соль, юрта, яма, юноша

Д. Юноша – 6 звуков, юрта – 5 звуков, яма – 4 звука, соль – 3 звука.

III. Игровая часть

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
14. У этой части речи в прошедшем времени можно определить род. (Глагол)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. (Окончание)
3. Эти члены предложения могут быть связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но. (Однородные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Изменение окончаний глаголов по лицам и числам. (Спряжение)
10. Личные местоимения 1-го лица. (я, мы)
11. К этому склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце. (3-е склонение)
12. Существительное в именительном падеже в предложении является... (Подлежащим)
13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Какая часть речи во множественном числе не изменяется по родам? (Прилагательное)

Подведение итогов викторины.

Ведущий. В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устаревших, малоизвестных, теперь уже непонятных слов и выражений. Но знать их надо: они употребляются в художественной литературе. За каждое правильно названное значение слова команда получает 20 баллов.

На доске:

1. Ветрило

а) сильный ветер
б) парус
в) руль

2. Острог

а) удочка
б) копье
в) тюрьма

3. Омбрелька

а) конфета
б) зонтик от солнца
в) вид платья

4. Чадо

а) ребенок
б) дым
в) ябедник

5. Калика

а) странник
б) то же, что и калека
в) друг

6. Выя

а) вой
б) сон
в) шея

7. Ланиты

а) щеки
б) губы
в) глаза

8. Понт

а) поле
б) море
в) горе

9. Пачули

а) цветы
б) кушанье
в) благовоние

10. Денница

а) рука
б) день
в) утренняя заря

Команды записывают ответы на листочках и сдают ведущему.

Ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – а, 6 – в, 7 – а,  8 – б, 9 – в, 10 – в.

Жюри подводит итоги викторины.

Ведущий. Молодцы! Для выполнения следующего задания вам понадобится сообразительность и находчивость. Установите закономерность и прочтите русскую пословицу.

На доске:

СЛВ


МКС


ЕАЯ


КВК


АОО


МЕО


ДПЖ


ЕОЕ


ЛМТ


Д. Смекалка во всяком деле поможет.

Команда, первой прочитавшая пословицу, получает 30 баллов.

Ведущий. Для выполнения следующего задания вам не понадобится смекалка, а понадобятся знания. Соберите как можно больше пословиц об учении и знании, в которых глаголы употреблены только в настоящем времени.

Части пословиц записаны на карточках. Каждая команда получает конверты с одинаковыми комплектами карточек. За каждую правильно выбранную пословицу команда получает 10 баллов.

  • Велико ли перо, а большие книги пишет.

  • Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

  • Испокон века книга растит человека.

  • Не пером пишут, а умом.

  • Наука хлеба не просит, а хлеба дает.

  • Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

  • Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

  • Знание да наука на воротах не виснут.

  • Перо пишет, а ум водит.

  • Ученый водит, неученый следом ходит.

  • Добро того учит, кто слушает.

  • Азбуки не знает, а читать садится.

  • Больше знать – так меньше спать.

  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  • С книгой поведешься – ума наберешься.

  • Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Подведение итогов задания.

IV. Итог занятия

Ведущий. На протяжении всех четырех лет мы с вами встречались на предметных неделях и математики, и русского языка, и природоведения. Игра была нашим верным спутником на этих незабываемых встречах. Проспрягайте глагол поиграть в будущем времени.

Дети спрягают глагол.

– Конечно, мы с вами еще будем играть в различные игры. А сейчас подведем итог сегодняшнего соревнования.

Подсчитывается итоговое количество баллов. Победившая команда награждается.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: декада русского языка в школе, открытый урок, словесный турнир, Внеклассное мероприятие по русскому, сценарий
Просмотров: 5095 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.7/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0