Класс необходимо разделить на 4-5 команд, каждая
из которых выбирает себе цвет - цвет игрового
стола. Ребята выбирают себе командира, который
руководит ходом обсуждения и назначает того, кто
будет давать ответ.
1 этап. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать
вас в нашем интеллектуальном клубе на игре
Брейн-ринг, которая будет посвящена одной очень
интересной книге, а именно – толковому словарю.
Словарь – удивительная книга! Сколько важной и
полезной информации можно почерпнуть из нее.
Команды должны будут нам продемонстрировать
свои умения пользоваться словарем. Французский
просветитель Вольтер сказал: "Словарь – это
вселенная в алфавитном порядке.” (Эти слова
записать на доске).
- Как вы понимаете это высказывание?
2 этап. Представление команд.
3 этап. Проведение игры.
1 вопрос. Черный ящик.
- Всем нам хорошо известно выражение "мастер на
все руки”. Так говорят о человеке, который многое
умеет. А чем раньше занимался мастер на все руки,
что он изготавливал? Что в черном ящике?
Прочитайте лексическое значение слова по
словарю. (В ящике – перчатки. Это выражение
применялось по отношению к перчаточникам. Так
называли мастера, который мог сделать перчатки
на любую руку).
2 вопрос.
- Послушайте отрывок из повести А. Конан Дойла
"Собака Баскервилей”.
"-У меня в кармане лежит одна рукопись, -сказал
доктор Джеймс Мортимер.
- Я заметил это, как только вы вошли, - сказал
Холмс.
- Рукопись очень древняя.
- Начало XVIII века, если только не подделка.
- Откуда вам это известно, сэр?
- Разговаривая со мной, вы все время показываете
мне краешек этой рукописи дюйма в 2 шириной.
Плох же тот эксперт, который не сможет
установить дату документа с точностью
одного-двух десятилетий. Я датирую вашу рукопись
1730 годом”.
- Побудьте сейчас и вы в роли Шерлока Холмса. Что
вы можете рассказать о слове, прочитав
предложенную вам словарную статью?
1 команда Вегетация, - и, ж.
Рост и развитие растений
// прил. Вегетации – онн – ый, - ая, - ое.
Вегетационный период.
2 команда Бювар, -а, м.
Настольная папка для бумаг, конвертов.
// прил Бювар – н – ый, - ая, - ое.
3 команда Арбитр, -а, м.
1. Посредник в спорах, третейский судья.
2. То же, что судья.
// Футбольный арбитр.
4 команда Гарантия, -и, ж.
Ручательство, порука в чем-нибудь.
// Гарантий – н – ый, - ая, - ое.
Гарантийный срок.
3 вопрос. Черный ящик.
- Послушайте загадку:
Голубочка белая в избу влетела,
Что на свете видала –
Про все рассказала.
Языка не имеет,
А у кого побывает, тот
Многое знает.
- Прочитайте по словарю лексическое значение
того, что лежит в черном ящике. Разгадайте
загадку.
4 вопрос.
- А сейчас вам придется побыть конструкторами.
Из указанных частей "соберите” слово, почитайте
его лексическую статью:
- Приставка, как в слове попрыгать.
- Корень, как в слове говорящий.
- Суффикс, как в слове оценка.
- Окончание, как в слове основа. (Поговорка)
5 вопрос.
- Если я переведу это слово с латинского на
русский язык, оно означает "соединение”.
- А как это слово толкуется в словаре?
Прочитайте словарную статью.
6 вопрос.
- На доске помещены лексические значения
некоторых слов. Догадайтесь, о каких словах идет
речь и составьте из этих слов предложения.
- Строго придерживаться чего-нибудь.
- Постановление, предписание, устанавливающее
порядок чего-либо.
- В населенных пунктах: два ряда домов и
пространство между ними для прохода и проезда
(прил.)
- Перемещение чего-либо в определенном
направлении. (Ответ: "Соблюдайте правила
уличного движения!”)
4 этап. Подведение итогов игры.
1. Награждение победителей.
2. Посовещайтесь в команде и поделитесь
впечатлениями о сегодняшней игре, а также
сделайте выводы о том, почему необходимо
постоянно обращаться к словарям. |