образовательные:
- повторить морфологические и синтаксические
признаки имени прилагательного, основные
правила правописания прилагательных;
- продолжить знакомство со сказками из сборника
"Сказки по телефону” и их автором;
- учить внимательному отношению к слову;
- учить правильно и полно отвечать на вопросы;
- учить выразительному чтению текста по ролям;
развивающие:
- развивать речь, логическое мышление,
воображение, внимание;
- развивать эмоциональную и интеллектуальную
отзывчивость;
- чувство сострадания к героям произведения;
воспитательные:
- воспитывать любовь к литературе;
- воспитывать грамотного читателя;
- воспитывать доброжелательное отношение к
одноклассникам.
Оборудование:
- презентация
- карточки для работы в группах
- рисунки учащихся к сказкам Д.Родари
- иллюстрации художников к сказкам Д.Родари
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- звучит песня "Мы начинаем КВН...”
Учитель 1: Звучание всем известной
музыкальной заставки настраивает всех нас на
необычный урок – урок-КВН, в котором могут
проявить находчивость и показать свои знания
учащиеся сразу двух пятых классов,
объединившиеся в три команды.
Учитель 2: Вторая важная особенность нашего
урока (слайд 2) – нам предстоит в такой необычной
форме повторить изученное по теме "Имя
прилагательное” на основе "Сказок по телефону”
Д.Родари, а также глубже познакомиться с самими
сказками и их автором. И потому наш урок ведут
сразу два учителя русского языка и литературы.
Учитель 1: А оценивать ваши знания и
определять лучшую команду будет уважаемое жюри в
составе: Романовой Е.П., заместителя директора по
ВР, Кузнецовой Е.В., Пшеничных И.П., учителей
начальных классов нашей школы. Поприветствуем
жюри.
Сейчас состоится I этап нашей игры –
представление команд (капитана, названия команд,
девиза). Оценит выступления команд жюри
и внесет полученные баллы в рценочные листы.
Учитель 2: Продолжит наш конкурс II этап –
разминка, в которой вы должны будете
показать знания и по прилагательным, и по
произведению Джанни Родари "Сказки по
телефону”. (По 3 вопроса каждой команде из
области русского языка и литературы)
Учитель 1: Вопросы по имени
прилагательному |
Учитель 2: Вопросы по "Сказкам по
телефону” Дж. Родари. |
1) Что такое имя прилагательное? |
1) Почему сборник называется "Сказки по
телефону”? |
2) С какой частью речи связано имя
прилагательное? |
2) Какой штраф назначают провинившимся в
Стране без углов? |
3) Как изменяются имена прилагательные? |
3) Где есть невешалка и непушка и чем они
отличаются от вешалки и пушки? |
4) От чего зависит окончание
прилагательного? |
4) Почему трое братишек смогли съесть
целую дорогу? |
5) Как определить род имени
прилагательного? |
5) Много или мало заплатил парикмахер за
Стокгольм? |
6) Какими членами предложения могут быть
прилагательные? |
6) Почему библиотечная мышь ела кошек? |
7) Какова особенность написания
окончаний прилагательных после шипящих? |
7) На какие вопросы никто не может
ответить? |
8) Как изменяются краткие
прилагательные? |
8) Что произошло, когда в войну вступили
колокола? |
9) В чем особенность написания кратких
прилагательных с основой на шипящую? |
9) Чем отличается молодой рак от
сородичей? |
Учитель 1: III этап - Это интересно
(интересные факты из жизни Родари).
- Всем командам удалось продемонстрировать
знание сказок, а вот что интересного об авторе мы
можем узнать из рассказов представителей команд.
Учитель 2: Интересные сведения рассказали нам
представители всех команд. А знаете ли вы, что в
1970 году писатель был удостоен самой почетной
международной премии в области детской
литературы – медали Х.К.Андерсена. Получая
награду, писатель сказал: "Думаю, что сказки –
старые и современные – помогают развивать ум. В
сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут
дать нам ключи, чтобы войти в действительность
новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат,
как преобразовывать его...”
Учитель 1: Театральная пауза – Домашнее
задание – выступление команды "Сказочники” -
инсценирование сказки "Страна без углов”.
Учитель 2: IV этап – Творческое задание.
(Какая команда внимательнее читала сказку?)
– На разминке все команды показали хорошее
знание теории, теперь можно приступить и к
практике.
1. Работа с карточкой №1.
На столах у вас желтые карточки с заданием:
В фрагменте сказки пропущены прилагательные,
постарайтесь усилиями своих команд восстановить
авторский текст. Высший балл получит та команда,
у которой представленный вариант наиболее точно
совпадёт с авторским. (Отвечает та команда,
которая быстрее выполнит задание) –
сопоставление с авторским текстом.
Джованнино Бездельник был ......................
путешественником. Путешествовал он,
путешествовал и сам не заметил, как забрел в
........................... страну. Дома в этой стране все до
единого были с ....................... углами, а края крыш
плавно загибались кверху, а не торчали вперед,
как в других странах. Вдоль улицы бежала
....................... изгородь из роз, и Джованнино,
конечно, сразу захотелось вдеть одну из них в
петлицу своей курточки. Нечего и говорить, что,
срывая розу, он смотрел в оба, чтобы не уколоться
о шипы. Протянул он руку, а шипы-то ни капельки не
колются. А не колются потому, что ни у одного из
них нет .................. кончика, и все они как будто
..................., только щекочут.
Проверка
Учитель 1:
2. Роль прилагательных в тексте.
- А теперь на минутку заглянем в глубь
истории. Многие грамматические термины имеют
корни в латыни, в том числе и слово
"прилагательное”. Уже в самом имени содержится
намёк... Какой? –
Заглянем на этимологическую страничку:
Прилагательное (лат.) – "нечто прибавленное”,
"приложенное”
Прилаг. (греч.) – "эпитет”.
Учитель 2: - А в русском языке любое
прилагательное является эпитетом? (нет) Вспомним,
что такое эпитет.
Назовите эпитеты среди прилагательных из
текста карточки №1. (заядлым, удивительная,
живая). Докажите.
- Подведение первых итогов (слово жюри).
Учитель 1: V этап – Правописание окончаний
прилагательных.
- Важно не только уметь использовать
прилагательные для точности, образности и
яркости речи, но и грамотно писать их. Следующее
задание проверит ваше умение правильно писать
окончания имён прилагательных.
(работа с карточкой №2(зеленая) – выполняется в
тетради):
Один мой друг, космонавт, побывал на планете Х-213
и привез оттуда на память меню одного местн...
ресторана. Я вам его перепишу слово в слово.
Закуска
Речная галька в пробочн... соусе.
Гренки из промокательн... бумаги.
Бефстроганов из угля.
Первые блюда
Бульон из роз.
Сушеная гвоздика в чернильн... соусе.
Запеченные ножки маленьк... столика.
Лапша из розов... мрамора в масле из протертых
лампочек.
Свинцов... клецки.
Проверка – по одной карточке сдать жюри.
В это время на слайде выходит правильный ответ,
который ребята могут сверить со своими записями.
Жюри может оценить ответы и объяснения ребят.
Учитель 2: Продолжит наш конкурс очередная
театральная пауза – домашнее задание команды
"Читатели” - инсценирование сказки
"Мартышки-путешественницы”.
VI этап – Конкурс рисунков "Угадай сказку”.
– Еще одну интересную сказку представили нам
ребята из команды "Читатели”.
У Джанни Родари много сказок, по которым были
сняты фильмы, мультфильмы, многие художники
создавали иллюстрации к сказкам. Давайте
посмотрим, как проиллюстрировали сказки
художники из нашего класса. И заодно выполним
задание: нужно правильно назвать сказку, к
которой нарисована иллюстрация.
Выходят художники и показывают свои рисунки.
Угадавший первым приносит команде балл.
Учитель 1: VII этап – Синтаксисград.
Работа с карточкой №3 (белая).
Задание: Подчеркните прилагательные как члены
предложения. Сделайте вывод о синтаксической
роли прилагательных.
– Ночью, – заявила одна Старая Пословица, – все
кошки серы!
– А я черная! – возразила черная кошка, которая
как раз в этот момент перебегала дорогу.
– Не может быть! – рассердилась Старая
Пословица. – Старые Пословицы никогда не
ошибаются!
– А я все равно черная! – ответила кошка.
Проверка – (слайд 15) (ответ аргументирует
команда, первая сдавшая листок жюри)
Учитель 2: И снова нас ждет Театральная пауза
– сейчас наступил ответственный момент для
команды "Мечтатели”.(слайд 16). Домашнее задание
– инсценирование фрагмента сказки
"Тонино-невидимка”.
VIII этап – Чтение сказки "Один и семь”, пока
жюри подводит итоги. Читают оба учителя по ролям.
(слайд 17).
ОДИН И СЕМЕРО.
Учитель 1: Я знал одного мальчика... Но это был
не один мальчик, а семеро.
Учитель 2: Как это может быть?
Учитель 1: Сейчас расскажу. Жил он в Риме,
звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым.
Учитель 2: Нет, нет, жил он в Париже, звали его
Жан, и отец его работал на автомобильном заводе.
Учитель 1: Да нет же, жил он в Берлине, звали
его Курт, и отец его был виолончелистом.
Учитель 2: Что вы, что вы... Жил он в Москве,
звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец
его был каменщиком и изучал математику.
Учитель 1: А еще он жил в Нью-Йорке, звали его
Джимми, у отца его была бензоколонка.
Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает
двоих.
Учитель 2: Одного звали Чу, жил он в Шанхае, и
отец его был рыбаком. И наконец, последнего
мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и
отец его был маляром.
Учитель 1: Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и
Пабло - мальчиков семеро, но все равно это один и
тот же мальчик.
Ну и что же, что у Пабло темные волосы, а у Жана
светлые. Неважно, что у Юры белая кожа, а у Чу -
желтая. Разве это так важно, что Пабло, когда
приходил в кино, слышал там испанскую речь, а для
Джимми экран разговаривал по-английски. Смеялись
же они все на одном языке.
Учитель 2: Потому что это был один и тот же
мальчик: ему было восемь лет, он умел читать и
писать и ездил на велосипеде, не держась за руль.
Учитель 1: Теперь все семь мальчиков выросли.
Они никогда не станут воевать друг с другом,
потому что все семь мальчиков - это один и тот же
мальчик.
Учитель 2: - Какая фраза передает главную
мысль? (Они никогда не станут воевать друг с
другом, потому что все семь мальчиков - это один и
тот же мальчик).
– Эта сказка отражает одну из самых заветных
мыслей Д.Родари. Как вы думаете, какую? (ответы
ребят).
- Да, действительно, Д.Родари мечтал о мире во
всем мире. А что мы можем сделать, чтобы его мечта
сбылась? (Понимать других людей, уважать их
мнение, быть добрыми к окружающим).
Подведение итогов жюри (слово председателю).
Рефлексия.
Учитель 1: Помните, у Д.Родари есть сказка
"Солнце и туча”. Если урок вам понравился и
прошел с пользой для вас, то нарисуйте командой
солнце, а если нет – тучку.
Домашнее задание.
Учитель 2: Читая книгу Дж. Родари, мы поняли,
что это писатель с очень богатой фантазией: что
ни сказка, то новая идея. Предлагаем вам в
качестве домашнего задания сочинить собственную
короткую сказку, используя полные и краткие
прилагательные. |