Цели мероприятия:
- Проверить степень понимания учащимися значения
фразеологизмов, пополнить запас
фразеологического словаря;
- Тренировать умение в сопоставлении
фразеологических единиц, нахождение к ним
синонимов и антонимов;
- Привить интерес к языку, оборотам речи и
стремлении познать неизвестное.
Форма работы: групповая (ученики
разделены на две команды по 4 ученика)
Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем
его.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Игорь. Еще
совсем недавно были мы дружны с Димой, да так, что
водой не разольешь. Но однажды он полез ко мне
драться. Теперь мы с ним живем как кошка с
собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь
я без него как без рук.
Беседа учителя с учениками:
- Кто написал это письмо?
- Что мы узнали о мальчиках?
- Все ли вам понятно из письма?
Водой не разольешь- очень дружны, неразлучны,
всегда вместе
Жить как кошка с собакой - быть постоянной
ссоре, вражде
Как без рук - совершенно беспомощен
- Эти сочетания мы сможем найти во
фразеологическом словаре.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов,
близкие по лексическому значению одному слову.
Давайте поможем ребятам помириться! Для этого
нужно пройти несколько туров.
I тур. "Темная лошадка"
В этом туре участники представляют друг друга,
используя фразеологизмы.
II тур. Разминка
Командам даются листочки со словосочетаниями
их задача найти и подчеркнуть их.
1 команде: белая ворона, белая скатерть; золотые
серьги, золотые серьги; повесить картину,
повесить нос; в теплых рукавицах, в ежовых
рукавицах; расхлебывать кашу, варить кашу
2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки;
белые мухи, белые цветы; наклонить голову, ломать
голову; мамин сын, маменькин сынок; злые люди,
злые языки
III тур. "Вот где собака зарыта"
В этом туре я читаю историю происхождения
фразеологизмов, задача учеников назвать их.
1. Этот фразеологизм пришел к нам из
древнегреческой мифологии. Один из легендарных
героев должен был совершить этот подвиг.
Выполнив работу, герой потребовал обещанную
награду, но он не получил ее. Кто этот жадный царь
и какой это был подвиг? (Авгиевы конюшни)
2. По преданию, жители этого города решили
добрать до небес. Разгневанный Бог смешал их
языки и наступил хаос. О каком фразеологизме идет
речь? (Вавилонское столпотворение)
3.Это выражение связано с русской историей.
Помещики любили полакомиться этими водными
существами, а зимой их ловить очень трудно.
Ловить их посылали провинившихся крестьян.
Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно
наказать, говорят:.(покажу где раки зимуют)
4. Зародилось это выражение в те времена, когда
русские носили одежду с одной очень длинной
частью. Они достигали 95 см. Народ приметил это и
стал говорить о людях, которые делали что-то
лениво, нехотя, медленно (спустя рукава)
IV тур. Фразеологическое лото
Участникам предлагается подобрать антонимы к
фразеологизмам.
- Рукой подать (за тридевять земель)
- Одержать победу (потерпеть поражение)
- Водой не разольешь (как кошка с собакой)
- Рта не закрывает (слово не вытянешь)
- Засучив рукава (спустя рукава)
- С легким сердцем (с тяжелым сердцем)
- От горшка два вершка (коломенская верста)
- Во весь дух (черепашьим шагом)
V тур Фразеологический зверинец
С помощью опорных иллюстраций дети должны
правильно расставить слова в своих карточках и
записать их.
- Голоден как: (волк)
- Хитер как : (лиса)
- Труслив как : (заяц)
- Здоров как : (бык)
- Изворотлив как: (уж)
- Надут как : (индюк)
- Грязен как: (свинья)
- Нем как : (рыба)
- Болтлив как (сорока)
- Колюч как: (еж)
- Упрям как.. (осел)
VI тур Что говорят рисунки?
При помощи опорных иллюстраций ученики должны
определить, какой фразеологизм скрыт.
Подведение итогов |