Цели:
- развитие сообразительности, логического
мышления;
- укрепление интереса к родному языку;
- воспитание чувства ответственности,
коллективизма;
- установление доброжелательного микроклимата.
Продолжительность игры: 45-50 минут.
Участники: две команды по 5-7 человек;
располагаются за разными столами.
Оформление сцены: пространство доски
оформлено плакатами с высказываниями о русском
языке. В центре – название "Конкурс Грамотеев”.
Музыкальное оформление: песня "Раз –
словечко, два – словечко”.
Система судейства: жюри (учителя, школьники,
библиотекарь).
Подготовка: аудиоаппаратура, раздаточный
материал для проведения конкурсов, большие яркие
плакаты с заданиями, чтобы зрители могли их
видеть; ручки, листы белой бумаги, грамоты и
призы.
Звучит песня "Раз – словечко, два – словечко”.
Зрители-болельщики рассаживаются по своим
местам, команды занимают места за столами.
Ведущий.
Спешите, ребята,
Открыта палата,
Палата ума для ребят.
Бросайтесь, как тигры,
На новые игры,
На войско задач и шарад..
В конкурсе участвуют две команды – "Знатоки"
и "Умники". Наших участников ждут
трудные, но интересные испытания. И та команда,
которая быстро и без потерь их преодолеет, будет
победителем нашей игры. А для вас, уважаемые
зрители, мы тоже подготовили много интересного,
поэтому будьте внимательны и активно участвуйте
в предложенных конкурсах.
А сейчас разрешите вам представить… (Ведущий
представляет составы команд).
1. Конкурс "Что это значит?”
Вопросы для команд:
- Шиворот-навыворот. Как вы понимаете это
выражение? (Сделать что-то или сказать что-нибудь
не так, наоборот, перепутать).
- Засучив рукава. (Очень хорошо потрудиться)
- Бить баклуши. Что это значит? (Бездельничать)
- Спустя рукава. Как вы понимаете это выражение?
(Неохотно, неаккуратно)
2. Конкурс "Что это?”
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают,
зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои
дела. (Нос)
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают,
если чего-то не понимают; не белье, а их
развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
(Уши)
3.Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь
говорить; он хорошо подвешен у человека, который
говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают,
настойчиво заставляя высказаться; его держат за
зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
3. Конкурс "Фразеологический зверинец”
Задание: добавит недостающее слово –
название животного. (Команды готовятся к ответу)
Голоден как … (волк) |
Хитер как … (лиса) |
Труслив как … (заяц) |
Здоров как …. (бык) |
Колюч как… (еж) |
Изворотлив как … (уж) |
Надут как … (индюк) |
Нем как … (рыба) |
Болтлив … (сорока) |
Упрям как … (осел) |
Игра со зрителями
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьез подумав,
Одно из двух – "да” или "нет” - ответьте
вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй, и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (Нет)
А, рассекая гладь пруда,
Умеют утки плавать? (Да)
А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет)
Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою? (Да)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет)
Неужто пятятся назад,
Передвигаясь раки? (Да)
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (Да)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (Нет)
Растет ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (Нет)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (Да)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (Да)
Ну, а любимая еда
У волка мед и груши? (Нет)
В конце спросить пришла пора:
Тебе понравилась игра?
4. Конкурс "Верно или неверно”
Задание: командам необходимо прослушать
утверждение и поднять красную карточку, если оно
верно, или синюю, если оно неверно.
- Слова состоят из звуков.
- Звуки мы можем увидеть.
- Звуки мы слышим и произносим.
- Буквы нужны, чтобы записывать звуки.
- Гласные бывают твердые и мягкие.
- Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые
– глухо.
- Ударный гласный слышится ясно.
- Парные согласные на конце слова проверять не
надо.
5. Конкурс "Ералаш”
Задание: командам раздаются карточки с
четверостишиями (на карточках написаны только
первые части стихотворных строк) и полоски с
продолжением строк. Надо разложить полоски
правильно, чтобы каждая строка оказалась на
своем месте, по смыслу написанного.
Злой кабан…. (томился в клетке)
Пароход … (сидел на ветке)
Соловей … (точил клыки)
Дикобраз …. (давал гудки)
Кошка …. (физику учила)
Буратино …. (шил себе штаны)
Маша … (хвостик свой ловила)
Кот …. (накрыт к обеду был)
Чиж … (усами шевелил)
Рак … (летал под облаками)
Стол …. (гонялся за мышами)
Ведущий: Уважаемые зрители, пока команды
думают, мы с вами будет отгадывать метаграммы и
логогрифы. В этих загадках надо отгадать слово,
прибавить к нему или отнять от него букву – и
получится новое слово. Активнее участвуйте в
наших конкурсах, самых активных участников в
конце игры ждут призы. (Ассистенты выдают жетоны
за правильные ответы. В конце игры эти жетоны
подсчитываются и определяются победители).
С буквой О – арктический и антарктический,
Без нее я знак математический. (Полюс – плюс)
С Д – давно я мерой стала.
С Т – уж нету выше балла. (Пядь – пять)
С Е – я жаркая пора,
С О – настольная игра. (Лето – лото)
Когда я с Д – меня сорвут,
Когда я с Т – на мне плывут. (Плод – плот)
Известное я блюдо, когда ж добавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)
Ответы команд.
6. Конкурс "Словообразование”
Задание: командам выдаются карточки, надо
угадать зашифрованное слово.
Задание для 1-й команды.
Приставка этого слова находится в слове
"занос”, корень – в слове "морозец”, суффикс –
в слове "горка”, окончание – в слове
"листочки”.
Задание для 2-й команды.
Приставка этого слова находится в слове
"понес”, корень – в слове "слово”, суффикс – в
слове "курица”, окончание – в слове "крапива”
Игра со зрителями "Помоги Незнайке”
Незнайка учится печатать на компьютере, он
делает много ошибок, из-за которых меняется смысл
стихов. Помогите ему исправить ошибки: назовите
правильные слова – рифмы.
От радости матросы пели.
Ура! Они достигли мели! (Мели)
Живет у нас дремотное,
Пушистое зивотное. (Животное)
Сколько солнца на опушке!
На носах у нас волнушки.(Веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу: пасутся два банана! (Барана)
Ребята смеются, купаясь в реке.
Плакучая Ира стоит вдалеке. (Ива)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий лис. (Лист)
7. Конкурс "Найди слово”
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Задание: придумать из букв, входящих в слово
РУСАЛОЧКА, как можно больше новых слов.
(Урок, рука, сачок, коса, лучи, роса, рак, кора,
ручка и т.д.)
Игра со зрителями. Шарады.
Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).
Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надежно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение).
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки идете. (Расписание).
Корнем с ПУТЕВКОЙ роднится,
В СБОРЕ приставка таится,
Суффикс – как в слове ДНЕВНИК.
Целям – я в космос проник. (Спутник).
8. Конкурс "Ответь пословицей”
Задание: прослушать ситуации и дополнить их
пословицей.
Ситуация 1.
Несколько дней Люда не выполняла домашнее
задание, не готовила уроки и, наконец, получила
"двойку”.
- Это случайно, - оправдывалась она.
Какой пословицей ей ответили ребята? (Что
посеешь, то пожнешь)
Ситуация 2.
Поломались на детской площадке качели. Ребята
решили их починить. Позвали помочь и Валерия,
который больше всех качался на них.
- Вот еще, - возмутился Валерий, - буду я возится.
Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь
кататься, люби и саночки возить)
Ситуация 3.
Стала торопливая Настенька сарафан к лету
кроить: "тяп – ляп”. И не то что сарафан – платка
из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей
запомнить шесть волшебных слов.
Каких? (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Конкурс 9. Командам выдаются листы с заданием
(плакаты на доске): ходом шахматного коня, начиная
с выделенной части, прочтите две строчки из
стихотворения С. Маршака "Школьнику на
память". В каждой ячейке находится какая-либо
часть слова – приставка, корень, суффикс или
окончание. ("Обязан каждый ученик держать в
порядке свой дневник")
ПО |
ДЕРЖ |
СВО |
АН |
НИК |
Й |
КАЖД |
В |
НИК |
Е |
АТЬ |
РЯД |
УЧ |
ЕВ |
ОБЯЗ |
ЫЙ |
ДН |
|
К |
Е |
Игра со зрителями. Ребусы. (Можно
использовать свои ребусы)
Ответы: Ваня, ворона, заяц, рыбак, носок, ворота,
мухомор.
Ведущий. Наша игра подошла к концу. Хочется
верить, что вам она понравилась, и вы получили
заряд хорошего настроения.
Заключительное слово жюри, награждение
команды-победительницы и наиболее активных
зрителей. |