Цель: систематизировать знания по
теме "Синтаксис и пунктуация” посредством игры,
развивать логическое мышление и память,
воспитывать чувство товарищества, интерес к
предмету.
Оборудование: презентация, таблички с названиями команд, эмблемы,
карточки с заданиями, карта-таблица успехов,
слайды, жетоны.
Подготовка к проведению: класс
делится на 5 команд по 5-6 человек.
Домашнее задание:
- нарисовать карту Синтаксиса;
- придумать название команды, эмблемы;
- сочинить рекламу знаков препинания.
План.
I. Представление команд.
II. Интеллектуальная разминка.
Чтобы попасть в Синтаксическую страну, нужно
выполнить шуточное задание:
1. Проговорить скороговорку (от каждой
команды по одному человеку).
Учащиеся повторяют волшебные слова, а затем
скороговорку.
- Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть
на горку.
- Только я одна умею, не сбиваюсь, не робею.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
- Три свиристели еле-еле свистели у ели.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком.
- Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
(каждый участник получает жетон)
2. Совершить путешествие в город без запятых.
В лесу теперь светлей и тише видна сквозь ветви
вышина его вершина словно крыша огнем осенним
сожжена среди стволов туман пушистый как дым
клубится на заре слетают листья словно искры и
догорают на земле.
Задание: расставьте знаки препинания, чтобы
было ясно, что это стихотворение.
Жетон получает та команда, которая справится
верно с заданием.
В лесу теперь светлей и тише,
Видна сквозь ветви вышина.
Его вершина, словно крыша,
Огнем осенним сожжена.
Среди стволов туман пушистый,
Как дым клубится на заре,
Слетают листья, словно искры,
И догорают на земле.
В. Орлов
3. Проверим домашнее задание (жетоны командам
раздают помощники).
Реклама знаков препинания:
"Знаки препинания – нотные знаки. Они твердо
держат текст и не дают ему рассыпаться”. К.Паустовский
О каком знаке препинания идет речь?
- Всегда подслушать норовят то, что другие
говорят.
Угадаем литературное произведение по
словосочетаниям.
1 команда: Бушует над бором, пожали с гор, шагает
по деревьям, гремит по воде, играет в бороде.
2 команда: Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый,
неведомых дорожках, невиданных зверей.
3 команда: Послал где-то, бежала близёхонько,
вдруг остановил, говорит сладко.
4 команда: Жили в землянке, ловил рыбу, рыбачил 30
лет, новое корыто, высокий терем.
5 команда: Поднимается в гору, шествуя важно, в
больших сапогах, крикнул басом, быстрей зашагал.
Ответы:
- А.Н. Некрасов "Мороз, Красный нос”.
- А.С.Пушкин "Руслан и Людмила”.
- И.А. Крылов "Ворона и лисица”.
- А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок”.
III. Путешествие по станциям.
1 станция "Неизвестная”.
Внимание! Внимание! В объективе –
словосочетание!
Вспомни виды словосочетаний.
Задание: Рассели "жильцов” в домики.
Про людоеда.
Все вокруг объяты страхом –
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
(Каждой команде выдается по 2 домика, в
которые они вписывают именные и глагольные
словосочетания).
Словосочетания.
Задание проверяет жюри и по количеству верных
ответов выдает жетоны.
2 станция "Бурная река”.
Впереди новое препятствие – бурная река. Нужно
проложить мостик из бревен, а для этого надо
вспомнить, когда между подлежащим и сказуемым
ставится тире.
(Учащиеся получают карточки с предложениями,
расставить знаки препинания).
Страх – первый помощник врага.
Ученье – свет, а неученье тьма.
Ученье – лучшее богатство.
Азбука – к мудрости ступенька.
Лентяй да шалопай – родные братья.
(Помощник собирай карточки и жюри проверяет,
выдает жетоны).
3 станция "Гостеприимный хозяин”.
После бурной реки попадаем в переулок
обращений, устроим привал, послушаем музыку.
(музыка, пение птиц)
Задание: инсценирование (отрывки из сказки
А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне”).
4 станция "Веселая семейка”.
Задание: помогите "семейке” собраться вместе,
прочитайте разорванную записку.
За деньги … развлечения … можно купить … но не
сон … кровать … но не здоровье … но не домашний
очаг … книги … лекарство … но не ум … пищу … но
не красоту … дом … но не аппетит … украшения …
но не счастье.
Ответ.
За деньги можно купить кровать, но не сон, книги,
но не ум, пищу, но не аппетит, украшения, но не
красоту, дом, но не домашний очаг, лекарство, но не
здоровье, развлечения, но не счастье.
IV Итог урока.
5 станция "Неприступный замок”.
Синтаксис – слово греческое и состоит из 2-х
частей: приставка "син” обозначает
совместимость, совокупность (соответствует
русской приставке "со”), слово "таксис”
является военным термином и означает
"построение, колонна, место в строю”. Позднее
ученые приспособили этот термин к грамматике,
т.к. грамматический строй требует четкости и
порядка.
Дорогие ребята!
Сегодня вы штурмовали замок Синтаксис, шутили,
играли в слова, повторяли правила. Разрешите
вручить вам символические ключи. (Жюри ведет
подсчет жетонов, командам вручаются
символические ключи.) |