Каждая команда проходит 6 станций. Время
пребывания на станции – 5 минут, переход на другую станцию – 2 минуты. На
каждой станции игроки сразу же получают заработанные баллы, их выставляют в
путевой лист ведущие – члены жюри (в нашей школе хорошими помощниками членов
жюри оказались старшеклассники – ученики 8-9 классов, которые фиксировали баллы, вели
фотосъёмку), там же отмечают наиболее отличившихся ребят. Члены жюри последней
станции для каждой команды выставляют общий балл за игру). В конце – линейка, на
которой подводятся итоги, выслушиваются члены жюри, проходит награждение команд
и наиболее отличившихся ребят.
Ход игры
Станция 1. Литературная.
1 тур. Разминка.
(Один ответ – 1 балл. Максимум – 10 баллов.)
- Сестра доктора Айболита? (Варвара.)
- Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»?
(11)
- Как звали трех медведей из сказки «Три медведя»? (Михайло Потапыч,
Настасья Петровна, Мишутка.)
- Имя старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в
повести-сказке Лазаря Лагина? (Старик Хоттабыч.)
- Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
- Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
- С какими словами обращалась царица к зеркальцу? («Свет мой зеркальце!
Скажи, да всю правду доложи…»)
- Что кричал Петушок, сидя на спице? («Кири-куку, царствуй лёжа на
боку!»)
- Сколько лет жил Робинзон Крузо на необитаемом острове? (28)
- Как звали трёх толстяков в сказке «Три толстяка»? (Имён нет.)
2 тур. Чей портрет?
(Один портрет – 2 балла: 1-ый - назван герой, 2-ой – книга или автор.
Максимум – 20 баллов.)
- Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя,
священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает.
Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто
это? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес».)
- Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал
ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Кто это? (Дядя
Фёдор. Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пес и кот».)
- «Весёленько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла
плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава да
цветы лесные. На березе уже листочки зашумели. А она того больше старается,
припевать стала…» Кто это? (Огневушка-поскакушка.
П. Бажов «Огневушка-поскакушка».)
- «Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был
огромного роста, голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как
придорожные столбы, рот – как пещера, а глаза метали искры.» Кто это?
(Джинн из сказки «Алладин и волшебная лампа».)
- «Между тем росла, росла
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.» Кто это? (Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях».) - «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы
великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи
клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это? (Зверь
лесной, чудо морское. С.Аксаков «Аленький цветочек».)
- «Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти,
расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший
белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была
так прекрасна и нежна, но изо льда…, и всё же живая! Глаза её сияли, как
звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.» Кто это? (Снежная
королева. Г.Х.Андерсен «Снежная королева».)
- «Неужели это он? Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный
нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова
ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог её повернуть, а ростом он был
такой же, как и семь лет назад, - совсем маленький.» Кто это? (Карлик
Нос. В. Гауф «Карлик Нос».)
- «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным
носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое
зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ,
и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в
орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала
слышался скрип.» Кто это? (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков «Волшебник
Изумрудного города»)
- Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка.
Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром.
Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников,
которые справились со злым директором театра. (Буратино. А. Толстой
«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
3 тур. Знаете ли вы басни Крылова?
Вашему вниманию мы предлагаем «Кавардак из басен Крылова». Вы должны узнать,
из каких басен составлено наше «произведение». Всего их восемь. (Одна правильно
названная басня – 1 балл. Максимум – 8 баллов.)
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала. (1)
А Васька-кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. (2)
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надо ж беде случиться, (3)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близёхонько бежала. (4)
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай!» (5)
У кумушки глаза и зубы разгорелись. (6)
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.
«Что, кумушка, беда! – он говорит. –
Ни косточкой не мог
Нигде я поживиться;
Меня так голод и морит. (7)
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей» (8)
«Бедняжка куманёк!
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова».
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошёл домой. (7)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (4)
Ответы: 1 – «Свинья под дубом»; 2 – «Кот и повар»; 3 – «Волк и
Ягнёнок»; 4 – «Ворона и Лисица»; 5 – «Демьянова уха»; 6 – «Лисица и Виноград»; 7
– «Волк и Лисица»; 8 – «Стрекоза и Муравей».
Станция 2. Театральная.
1 задание. Скороговорю.
Разбиться на тройки (или пары), проговорить заданную скороговорку хором 3
раза так: медленно, быстрее, очень быстро (2 минуты на подготовку). Без ошибок –
2 балла, с 1-2 ошибочками – 1 балл, с ошибками, плохо – 0 баллов.
Марина грибы мариновала,
Марина грибы перебирала.
Летят три пичужки
Через три пусты избушки.
Боря Ире дал ириску,
Ира Боре - барбариску.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
В аквариуме у Харитона.
Четыре рака да три тритона.
Вася косит косилкой свежий овёс.
Шёл Глеб с хлебом,
Шла Оля с солью.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Варя варит, Жора жарит,
Петя песенки поёт.
2 задание. Инсценировка.
Это может быть домашнее задание: подготовить сценку о книге, библиотеке,
языке. Это может быть данное задание: проинсценировать отрывок, стихотворение.
(Максимум – 5 баллов.)
Станция 3. Словарная.
Умеете ли вы работать со словарями? С какими словарями уже приходилось
встречаться? Выполните задания со словарями. (Максимум – 16 баллов за все
выполненные задания.)
- Расставьте ударения в словах: каталог, торты, жалюзи, звонит, включишь.
- Из какого языка пришло к нам слово «абракадабра»?
- Растолкуйте слова: гравюра, автограф, словарь, плагиат, манускрипт.
- Подберите родственные по смыслу слова к слову «трудолюбивый».
Станция 4. Знатоки языка
1) Прочитайте фразу так, чтобы смысл её каждый раз менялся (всего 4 варианта)
(4 балла максимум): теперьяподнимитетоже. (Теперь я, поднимите тоже; теперь
я, подними те тоже; те перья подними, те тоже; те перья поднимите тоже.)
2) Четвёртый лишний. Найти в ряду из четырёх слов лишнее, аргументировать
свой ответ (2 балла):
- носок, мозоль, георгин, помидор (мозоль – ж.р.);
- магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь (вестибюль – м.р.).
3) Назвать слова, имеющие пару для обозначения женщины данной профессии:
агроном, журналист, врач, диктор, скрипач, учитель, редактор, дирижёр,
корректор, приёмщик, певец, тракторист, композитор, спортсмен, геолог, писатель
(журналист, скрипач, учитель, приемщик, певец, тракторист, спортсмен, писатель,
8 слов, 8 баллов.)
Станция 5. Игровая.
1 игра. Пословицы. Знаете ли вы пословицы о слове и речи? Собери
пословицу из набора слов. Кто больше? (1 пословица – 1 балл.)
- Добрым словом и бездомный богат.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
- Язык до Киева доведёт.
- На добрый привет добрый и ответ.
- Что написано пером, не вырубишь и топором.
- Азбука – к мудрости ступенька.
2 игра. Составь слова. Составить как можно больше слов по конструкции
(Максимум – 10 на первую, 10 – на вторую; 1 слово – 1 балл):
3 игра. Образуй слова от корня. Даны корни: стол, дом, кот, слово.
Выбрать один, подыскать к нему как можно больше производных слов. (Слово – 1
балл.)
4 игра. Составь новые слова. Из данного слова составить как можно
больше слов (имён существительных) из букв, образующих это слово. Добавлять
другие буквы нельзя. Слова: фотография, экскурсионная. (1 слово – 1 балл.)
5 игра. Назови слова, противоположные по значению. Слова (8 баллов):
- Тонкий (толстый).
- Низкий (высокий).
- Острый (тупой).
- Здоровый (больной).
- Чистый (грязный).
- Победа (поражение).
- Громкий (тихий).
- Тяжёлый (лёгкий).
Станция 6. Библиотечная.
Вопросы (1 вопрос – 1 балл, максимум – 26 баллов):
- Что такое библиотека? (С греческого языка это переводится как
«книжный дом».)
- В Толковом словаре В.И. Даля к одному слову дано такое определение: «Это
человек, читающий книги для себя». Кто это? (Читатель.)
- Для чего библиотекарь каждый день не единожды задаёт один и тот же
вопрос: «Фамилия, имя, класс?» (чтобы найти и заполнить формуляр
читателя.)
- Что такое титульный лист, что по нему можно узнать о книге? (Это
первая страница книги, на ней помещены основные сведения об издании:
название, имена авторов, наименование издательства, место и год издания.)
- Что значит: «прочитать книгу от доски до доски»? (От корки до корки.)
- Почему мы говорим «писать с красной строки»? (Выражение пришло из
Средних веков, когда первая буква абзаца или раздела писалась особым,
красивым образом, часто красными чернилами.)
Закончите пословицы:
- Грамоте учиться – (всегда пригодится).
- В книге ищи не буквы, а (смысл).
- Книга твой друг, без неё (как без рук).
- Дом без книги, как (человек без души).
- Нет умного соседа – (с книгой беседуй).
Отгадайте загадки:
- Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)
- Мал малышок, да мудрые пути указывает. (Перо, ручка.)
- Чёрные птички на каждой страничке.
Молчат – ожидают, кто их отгадает. (Буквы.) - Без ног приходит, без языка рассказывает. (Письмо.)
- Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет. (Ручка,
карандаш.)
А сейчас проверим, какие вы читатели.
Вам даны два списка. Один – список авторов. Другой – список книг. Соедините
автора и его произведение.
Список авторов:
- Г.Н. Троепольский.
- В.К. Железников.
- Ю.К. Олеша.
- Л. Кэрролл.
- А. Линдгрен.
- Д. Браун.
- В.П. Астафьев.
- К.Г. Паустовский.
- Д. Роулинг.
- А.С. Пушкин.
Список произведений:
- «Три толстяка».
- «Руслан и Людмила».
- «Рони, дочь разбойника».
- «Конь с розовой гривой».
- «Заячьи лапы».
- «Гарри Поттер и тайная комната».
- «Белый Бим, черное ухо».
- «Код да Винчи».
- «Алиса в Зазеркалье».
- «Чучело».
Ответы:
- Г.Н. Троепольский – «Белый Бим, черное ухо».
- В.К. Железников – «Чучело».
- Ю.К. Олеша – «Три толстяка».
- Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье».
- А. Линдгрен – «Рони, дочь разбойника».
- Д. Браун – «Код да Винчи».
- В.П. Астафьев – «Конь с розовой гривой».
- К.Г. Паустовский – «Заячьи лапы».
- Д. Роулинг – «Гарри Поттер и тайная комната».
- А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила».
|