I. Пояснительная записка.
Наряду с уроками большое значение имеет
внеклассная работа по русскому языку. Хорошо
организованная систематическая внеклассная
работа даёт возможность, с одной стороны,
закреплять навыки, полученные учащимися на
уроках, с другой - глубже раскрывать богатства
русского языка.
Урок не может вместить всё то, что интересует
учащихся, и всё то, что необходимо для
практического овладения русским языком.
Благоприятные условия для удовлетворения
индивидуальных интересов учащихся и для
привития речевых умений и навыков создаёт
внеклассная работа. На внеклассных занятиях
учащиеся выходят за тесные рамки учебников,
приобретают многие жизненно необходимые навыки-
учатся самостоятельно подбирать и анализировать
материал, пользоваться справочной литературой.
Данное внеклассное мероприятие проводилось в
рамках предметной недели по русскому языку . При
проведении игры используются информационные
технологии, которые выполняют вспомогательную
роль, что позволяет учителю значительно
расширить формы работы и охватить учебный
материал, пройденный на уроках.
На данном мероприятии используется
мультимедиа- презентация. Этот вид работы
способствует вовлечению учащихся в ход игры,
развивает у детей способности к самостоятельной
или групповой творческой работе.
Информационные технологии также позволяют
учителю решить целый ряд задач, которые трудно
реализуются в рамках традиционных подходов. А
именно: повышение мотивации учебной
деятельности за счёт нестандартной формы
мероприятия.
Использование ИКТ на внеклассных мероприятиях
позволяет значительно разнообразить, внедрить
игровой момент, повысить наглядность материала,
а также способствует активизации познавательной
деятельности учащихся.
II. План проведения мероприятия
Цели:
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по фразеологии.
- Формировать умения применять полученные знания
на практике.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление, познавательный
интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на
внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать умение работать в группах и
самостоятельно.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Ход игры
Эпиграф:
Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
так бы кипело и живо трепетало, как метко
сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь
I. Организационный момент.
Проверяется готовность детей к игре.
Правильный ответ оценивается красной фишкой,
неполный- синей фишкой. Во время движения
паровоза (на слайдах) учитель называет станции,
знакомит с заданиями.
II. Вводная часть.
– Отправляемся в путешествие в страну,
название которой вам надо отгадать. Для этого
выполните задание "Собери слово из букв: Р, О, Я,
Ф, А, Е,З, О, Л,Г, И.
Ответ: фразеология.
- Что это слово обозначает? (Фразеология-
раздел науки о языке, изучающий устойчивые
сочетания слов, то есть фразеологизмы).
- На сегодняшнем мероприятии мы ещё раз
убедимся в том, что фразеологизмы украшают нашу
речь, помогают более образно и эмоционально
выразить мысль.
III. Основная часть.
- Итак, все ли готовы отправиться в путь? А
помните ли вы правила поведения в транспорте?
(ответы детей)
- Наш поезд приближается к станции. Посмотрим её
название.
1. Станция "Поисковая”
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить
задание на этой станции. Найдите фразеологизмы .
- Лодка плывёт по течению.(нет)
- Он ничего не хочет менять, плывет по течению.
- По приказу командира солдат вышел из
строя.(нет)
- Аппарат быстро вышел из строя.
- Проверим ваши ответы.
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к
следующей станции.
2. Станция " Аукционная”
- Что обозначает слово аукцион? Откроем
словарь С.И. Ожегова и посмотрим значение этого
слова.
Аукцион - публичная распродажа, при которой
покупателем становится тот, кто предложит более
высокую цену.
- Сейчас я буду "продавать” слова глаз, рука,
голова(написаны на карточках, картинки
предметов- на слайде). Побеждает "покупатель”,
который последним произнесёт фразеологизм с
названным словом.
Со словом глаз ребята называют такие
фразеологизмы: говорить в глаза, хоть глаз коли,
в глаза не видеть, куда глаза глядят, с глазу на
глаз ит.д.
Со словом рука: рука об руку, рука руку
моет, рука не поднимается, прибирать к рукам,
чужими руками жар загребать и т.д.
Со словом голова: Вбить в голову, терять
голову, с больной головы на здоровую, выкинуть из
головы, вскружить голову и т.д.
Победителей аукциона, т.е. тех, кто последним
назвали фразеологизмы с данными словами,
награждают фишками.
- Едем к следующей станции.
3. Станция "Словесная”.
- Я вам буду загадывать загадки. Слова-
отгадки мы запишем на крылья бабочки. Чтобы
оживить бабочку, надо составить фразеологизмы с
этими словами.
Загадки
1.
Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)
2.
Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд,
Только задом наперёд.(Рак)
3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
4.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Ребята называют такие фразеологизмы: как мышь
на крупу, кот наплакал, когда рак на горе
свистнет, водой не разольёшь, вывести на чистую
воду, толочь воду в ступе, как две капли воды и т.п.
- Вы ответили правильно, и бабочка ожила.
Молодцы.
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к
следующей станции.
4. Станция "Юмористическая”.
-Какие фразеологизмы изображены на этих
шутливых рисунках?
-С хорошим настроением можно продолжить
путешествие.
5. Станция " Лексическая”.
- Как вы думаете, почему так называется наша
станция?
- Найди соответствия к каждому фразеологизму,
объяснив его значение.
- Как в воду канул - исчезнуть;
- Навязнуть на зубах - надоесть;
- Витать в облаках - мечтать;
- Кот наплакал - мало;
- Что в лоб, что по лбу - всё равно, одинаково;
- Хоть пруд пруди - много.
- По какому словарю определяется значение
фразеологизмов?(По фразеологическому)
- В каком словаре разъясняются наиболее
употребительные фразеологизмы? (В толковом)
- Молодцы, ребята. Можно отправляться дальше.
- Наш паровоз приближается к следующей станции.
6. Станция "Удачная”.
- Удача улыбнётся тем, кто быстрее всех найдёт
вторую часть фразеологизма.
- Два сапога (пара).
- Проще пареной (репы).
- Не в бровь, (а в глаз).
- Обвести вокруг (пальца).
- Крокодиловы (слёзы).
- Сулить золотые (горы).
- Комар носа (не подточит).
- Слышали ли вы такие выражения? Давайте
определим их значение.
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к
следующей станции
7. Станция "Антонимичная”.
- Из данных идиом составьте антонимичные пары.
- Что называется антонимами? (Слова одной и той
же части речи с противоположным лексическим
значением)
Для участия приглашаются 8 человек. Они
получают карточки с названиями фразеологизмов.
Побеждает та пара, которая быстрее всех найдёт
антоним к фразеологизму.
- Сидеть сложа руки – не покладая рук;
- Коломенская верста - от горшка два вершка;
- Жить душа в душу - как кошка с собакой;
- Заваривать кашу - расхлёбывать кашу
Молодцы, ребята. С заданием справились хорошо.
- А кто любит сюрпризы? Они нас ожидают на
следующей станции.
8. Станция "Сюрпризная”.
- В закрытой коробке лежат разные предметы.
Каждый игрок, не глядя в коробку, выбирает для
себя предмет и называет фразеологизм, содержащий
его название.
В коробке лежат такие предметы: яйцо, очки,
камень.
- Понравилось ли вам получать сюрпризы? Какой
сюрприз удивил больше всех?
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к
следующей станции
9. Станция " Загадочная”.
-С вами играют ученики нашей школы. Они покажут
шарады, а вы постарайтесь их разгадать и
объяснить значение.
IV. Заключительная часть.
- Итак, наше путешествие подошло к концу.
Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают
нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.
Удачных путешествий вам по стране Фразеология.
Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают
количество красных и синих фишек), награждение. |