Пятница, 29.03.2024, 09:48


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Интеллектуальный турнир по русскому языку "Лишь слову жизнь дана…"
07.09.2016, 10:31

Цель:

  • прививать любовь к родному языку;
  • активизировать интеллектуальные способности учащихся;
  • стимулировать учащихся к непрерывному познанию;
  • создать условия для демонстрации своих знаний и умений в области школьного предмета «Русский язык».

Оборудование: маршрутные листы, таблички с названиями станций, 5 черных ящиков, словари русского языка, раздаточный материал на каждую станцию, письмо головоломка, ключи к головоломке.

Место проведения.

Данная игра проводится по принципу «путешествия по станциям».
Место общего сбора – холл школы.
Команды – классы.
Каждой команде вручаются маршрутные листы.
На каждой станции команды встречает жюри, которое предлагает им различные задания. По окончании выполнения задания команда получает ключ от головоломки.
За несколько дней до проведения марафона каждый класс получает приглашение.

Приглашение:

«Если вы знатоки русского языка,
Если вам нравится участвовать в познавательных играх, интеллектуальных турнирах,
Если вы хотите  получить приз,
тогда
Мы рады пригласить вас на интеллектуальный марафон, который состоится  (дата,  время,  место  проведения)
Чтобы стать участником марафона, Вам необходимо разгадать и узнать ваш зашифрованный пароль.

Каждому классу предлагается  разгадать  ребус о дружбе.

Названия станций:

  • «Историческая» (вопросы касаются этимологии слов, исторических событий в жизни языка, деятельности великих ученых-языковедов).
  • «Орфографическая» (вопросы касаются орфографических правил русского языка, задания предполагают применение этих правил).
  • «Лексическая» (вопросы о лексическом значении слова, фразеологизмах, архаизмах, неологизмах).
  • «Творческая»(задания предполагают творческую работу.)
  • «Орфоэпическая» (суть заданий – произнести предложенные высказывания, прочитать тексты, соблюдая орфоэпические нормы русского языка).
  • «Темная комната» (самые неожиданные вопросы, касающиеся всех разделов русского языка, вопросы на сообразительность. Работа с «черными ящиками»).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая 1.

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажешь боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте родной язык!
В нем былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь, его.

Ведущая 2. Этим стихотворением замечательного русского поэта  А.Я. Яшина мы открываем наш интеллектуальный марафон. Здравствуйте, дорогие  участники и, конечно же, учителя! Мы рады приветствовать вас в этом зале!
Сегодня мы собрались здесь не только с целью посоревноваться и определить победителя, но и затем, чтобы лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Ведущая 1. Сегодня в школу пришло странное  заказное письмо. Вот его содержание.

«Дорогие ребята!
Разгадав головоломку-подсказку, вы узнаете о том,  в чем заключается секрет дружбы. Для этого вам необходимо пройти все испытания интеллектуального марафона. При успешном выполнении заданий вы будете получать по 1 ключу. Ключи-пазлы находятся на различных станциях. Любители русского языка.»

Ведущая 1. Работа на станциях продолжается в течение 10 мин. За выполнение заданий каждая команда получает ключ-пазл, который надо будет поставить в нашу головоломку.

Ведущая 2. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо узнать о готовности каждого класса к  путешествию. Пожалуйста, назовите  пароль, который вы узнали из приглашения на интеллектуальный марафон  и получите свой маршрутный лист.

(Команды получают маршрутный лист)

Ведущая 1. Итак, все получили маршрутные листы, все готовы  к путешествию. Через 50 минут мы снова встретимся с вами в этом зале, чтобы узнать, в чем секрет дружбы. Удачи всем на станциях!

Станция «Историческая»

Вот азбука – начало всех начал.
Открыл букварь, и – детством так и дунуло!
Кирилл – философ по ночам не спал,
Наверное, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.

Первая буква славянского алфавита – «аз», вторая – «буки», отсюда и возникло название – «азбука».
Первым реформатором русского языка был М.В. Ломоносов, вторым – А.С. Пушкин, и современный русский язык как раз начинается с их деятельности.

1. Укажите  в каждом ряду лишнее слово и объясните свой ответ

А) М.В. Ломоносов, В.И. Даль,  Н. Коперник,  Д.Н. Ушаков
Б) А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Д.И. Менделеев.

2. О каком слове идет речь?

На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а все презирают.  В известной песне поется, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. (Трус не играет в хоккей. На Руси этим словом называли землетрясение)

3. Восстановите фразеологизм по синонимическому выражению.

  • Далеко-далеко (За тридевять земель)
  • Бежать очень быстро (Сломя голову)
  • Работать очень хорошо. (Засучив рукава)
  • Давно не виделись.  (Сколько лет, сколько зим)
  • Очень мало (С гулькин нос,  кот наплакал.)
  • В полном беспорядке (Вверх дном) 
  • Расстроился, огорчился  (Повесил нос,  повесил голову)
  • Совсем рядом (Бок о бок, плечом к плечу, рука об руку)
  • Без отступлений,  короче.  (Ближе к делу)
  • Большая часть.  (Львиная доля).

4. Покажите, где у Вас находятся следующие части лица и тела.

Закройте левое око, потрите чело, погрозите перстом, задерите рыло, дланью дотроньтесь до ланит, покрутите выей, опустите вежды, вытяните вперед десницу, назад шуйцу, поднимите вежды и растяните в улыбке уста.
( глаз, лоб, палец, нос, ладонь, щеки, шея, веки, правая рука, левая рука,  веки,  губы).

Станция «Орфографическая»

1. На вашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, не  на все можно наступать. Слова, в которых пишется Ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без Ь. Если вы допустите ошибку, утоните. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_,    испеч_, мелоч_, острич_ся, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

2. Если вы добрались до этого задания, значит, позади уже топкое болото. Но испытания не закончились. Впереди дремучий лес кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите пропущенные буквы, то и это препятствие будет преодолено.

Ц_пленок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле раз_езжал,
И ц_фр он знал не мало.
Он из ц_линдра доставал
М_рковь и огурец_.
И только одного он не знал,
Где И, а где же Ы.

3. А вот перед вами овраг, вам необходимо перейти обрыв по бревну который вы преодолеете, если напишите как можно больше слов с удвоенной согласной за 1 минуту.
4. Сейчас вам необходимо по ступенькам подняться на вершину горы. Для этого необходимо придумать как можно больше слов из слов  СЛОВАРИК

Станция «Орфоэпическая»

Орфоэпия – наука, о правильном произношении слова.

1. Исправьте ошибки  в стихотворении и прочитайте его правильно.

Между прочим

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, билютень»,
«ПОверх плана выполняем»,
«Агент звОнит цельный день».

2. Прочитайте стихотворение. Сколько в нем  слов с окончанием – О

Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…

3. Распределите слова в три колонки так, чтобы было:

  • букв больше, чем звуков;
  • букв меньше, чем звуков;
  • букв равно звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Вы, конечно, знаете скороговорки и умеете их произносить. Они нужны для улучшения нашей дикции, для отработки произношения отдельных звуков. Попробуйте произнести следующие скороговорки.

Станция «Темная комната»

Первый конкурс называется «Черный ящик».

У меня приготовлены загадочные «черные ящики», в которых лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача -  за время моего объяснения угадать этот предмет и принести своей команде 1 балл.
(Ведущий зачитывает лексическое значение многозначного слова.  Предмет лежит в « черном ящике» )

Следующий конкурс «Найди вторую половину».

Вам необходимо стрелочками соединить две половинки пословицы из правого и левого столбика.

  • Испокон века …потом чтение.
  • Сначала учение, … а речь короткая.
  • Веревка хороша длинная, … не учатся математики
  • Без букв и грамматики …а дела – что полынь.
  • Человеческое слово… по полету.
  • Видно птицу …острее стрелы.
  • Речи что мед,… книга растит человека.

А сейчас мы предлагаем вам  поиграть в волшебные кубики. Подберите нужные слова и узнайте, какие буквы скрываются за цифрами. Если вы это сделаете правильно, то кубики заговорят. На них зашифрована народная пословица.

«Недалеко от нашего  дома находится небольшой 7, 2, 3, 1, где мы любим  купаться.
Многие птицы улетают 8, 13,  16, 9, 5, 11 в теплые края.
Все 2, 16, 15, 6, 12, 10 из нашего класса пошли на экскурсию на автомобильный 4, 10, 14, 8, 1.
9 Мая советский 9, 10, 2, 8, 1 празднуют День Победы»

1 2 3 4 5 6
7 8 4 9 10 11 12 13 6
14     15 16 1 16

Станция «Лексическая»

Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие  книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс)

1. Наше состязание  будет заключаться в следующем: я буду называть  назначение словаря, а вы определите его название.

2. Догадайтесь, о каком слове идет речь.

а) Раньше так называли человека, который за плату получал помещение и питание в чужой семье; сейчас так называют того, кто живет на чужые средства.  (Нахлебник)
б) Раньше так называлось богатое женское платье для бала, сейчас – грубая рабочая одежда.  (Роба)
в) Раньше – вензель (инициалы и фамилия, красиво сплетенные между собой), сейчас- система условных знаков для передачи секретных сведений.  (Шифр)
г) Раньше – художник, который расписывает здание или стены, потолки в помещении, сейчас- тот, кто выписал какое-либо печатное издание.  (Подписчик)
д) Раньше – купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый человек, которого вы принимаете у себя дома. (Купец)

2. Попробуйте догадаться, какие русские пословицы были переведены следующим образом:

  • Недостаток ума компенсируй ходьбой  (Дурная голова ногам покоя не дает)
  • Превратности судьбы заводят так далеко, что животное кажется идеалом. (Любовь зла – полюбишь и козла)
  • В раю всегда много народу. (Свято место пусто не бывает)
  • И живи до старости, и учись до старости.  (Век живи –  век учись)
  • Кончил шить – оборвал дело. (Кончил дело – гуляй смело)
  • Потихоньку далеко пойдешь, а пляской – устанешь. (Тише едешь – дальше будешь)

3. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелания

АОБООУАДА –  
ИПЬРТПЕИР –  
ЭПВФЭСФПЕ –  
ВЮЛГВДЛАЮ –
ЖЗСУУЧЖАЗ –  
ОАСАОТАЛО –   
ГЦИДВГЦЫД –

(Будьте всегда счастливы!)

Станции « Творческая»

1. Восстанови пословицу:

Слово – …, а молчанье золото.
Авось да как-нибудь до добра ….
Доброе …и кошке приятно
Делу …, а потехе час.
Где тонко, там и ….
Копейка … бережет
Один с сошкой, а …с ложкой.

2. Укажите речевые ошибки. Отредактируйте предложения.

Выпас собак запрещается.
Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.
Продается пожилой дом.
Гагарин был первым проходимцем в космосе

3. Сейчас в течение одной минуты вам необходимо написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на « ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные.
Например, храбрость, трусость.

Ах, как нам добрые слова нужны!
не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами .
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

– Запишите как можно больше добрых слов.

Ведущая 2. Командам  сообщить о своем прибытии,  сдать свои маршрутные листы.

Ведущая 1. А сейчас настал самый ответственный момент, нам необходимо разгадать нашу головоломку. От каждой команды мы приглашаем по 2 человека с пазлами. Пока наши девочки собирают головоломку, слово предоставляется учителю русского языка и литературы.

Головоломка:

«У дружбы много  крыльев, но закон у нее один – верность» (А.С. Макаренко)

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Ronaldo
Просмотров: 3890 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0