Понедельник, 29.04.2024, 14:09


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Игра-соревнование по филологии для учеников 10 класса "Сильное звено"
14.08.2012, 21:47

В нашем зале сегодня собрались любители и знатоки филологии, т. е. науки, изучающей культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Ребята, в ваших руках будущее нашей многовековой культуры, имеющей богатейшие традиции. Сохраните её в чистоте и совершенстве. Девизом сегодняшней игры, которую мы назвали "Сильное звено”, пусть станет призыв "Виват, филология!” ("Да здравствует филология!”)

Представляю участников игры. Им придётся нелегко, потому что игра предполагает блиц - вопросы, на обдумывание ответов отводится всего 4-5 секунд. Состязание потребует сообразительности, быстроты реакции. Все эти качества есть у наших умных, эрудированных знатоков.

Цель игры – не только выявить сильное звено, т.е. человека, достойного называться юным филологом, но и вспомнить сведения из грамматики, литературоведения, узнать что-то новое.

Слово участникам:

1. Великий, могучий, правдивый, свободный
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем мы вечер сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

2. Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

3. Как часто в тайне звуков странных
И в потаённом смысле слов
Я обретал напев нежданных
Овладевавших мною стихов!

4. Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

5. Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё:
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!

6. Книжек добрые страницы
Нас встречают с детских лет.
И несут нас, словно птицы,
Облетая целый свет

7. Книг заветные страницы
Помогают людям жить:
И работать, и учиться
И прекрасным дорожить!

8. Книги умные мы читаем
Много лет уже, много зим.
Если знаем литературу –
Остальное сообразим!

Ни одно соревнование не обходится без жюри. Давайте выберем в жюри самых справедливых, принципиальных учителей и учеников.

Условия игры.

Игра – соревнование "Сильное звено” состоит из трёх раундов и суперигры. После 1-го раунда ни один участник не выбывает, а после 2-го и 3-го с дистанции сходит по 2 участника. В суперигре состязаются только оставшиеся 2 участника.

За каждый правильный ответ каждый игрок получает 1 балл. Вопрос, на который участник игры не дал правильного ответа, переходит к болельщикам. Таким образом, болельщики в течение всей игры тоже набирают очки. Самый эрудированный болельщик получит памятный приз. Если же кто-то в зале наберёт больше баллов, чем участник, то он заменяет его в суперигре.

Участникам игры будут предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения. Среди вопросов встретятся и вопросы – сюрпризы (С): если участник не знает ответ на заданный вопрос, то вместо ответа он может рассказать правило, прочитать стихотворение, басню, любой отрывок из прозаического произведения и тоже получить один балл.

Будут и вопросы иллюстративные, художественные (Х), их зададут ваши болельщики.

Один раз за игру каждый участник может взять помощь зала или попросить заменить вопрос.

1 раунд.

  1. Как называется слово в переносном значении? (Метафора)
  2. Какая фамилия оказалась "лошадиной” в рассказе А.П.Чехова? (Овсов)
  3. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Андерсена? (В лебедя)
  4. Сколько строк в сонете? (14)
  5. Какая поэма написана прозой? ("Мертвые души” Н.В. Гоголя)
  6. Какой способ подчинительной связи в словосочетании "хочу учиться”? (Примыкание)
  7. Назовите существительное из 3-х букв со звуком "ы” посередине. (Пыл, тыл мыс, бык)
  8. Как называются звуки речи? (Фонемы)
  9. К какой части речи относится слово "оба”? (Числительное)
  10. Как называется в литературоведении повторение слов в начале стихотворных строк или строф? (Анафора)
  11. Как называется построение литературного произведения, соотношение его частей? (Композиция)
  12. Исключите лишнее: роман, рассказ, элегия, повесть. (Элегия)
  13. Имя и отчество Белинского? (Виссарион Григорьевич)
  14. В какое время года происходит 1-е объяснение Онегина и Татьяны? (Летом)
  15. "Зачинатель – зачинщик”, "невежа – невежда”. Как называются такие слова? (Паронимы)
  16. К какому разряду относится местоимение "их” в словосочетании "их знания”? (Притяжательное)
  17. Что такое "десница”? (Правая рука)
  18. Кто автор данного портрета А.С.Пушкина? (Кипренский или Тропинин)
  19. 3 рода литературы: драма, лирика и …? (Эпос)
  20. Фамилия русского поэта, состоящая из 3-х букв? (Фет)
  21. Как в литературоведении называется необычный порядок слов? (Инверсия)
  22. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (Текст)
  23. Сколько слов в словосочетании "сногсшибательная новость”? (2)
  24. К какой языковой единице принадлежит выражение "язык до Киева доведёт”? (Фразеологизм)
  25. Сколько звуков в слове "опять”? (4)
  26. Назвать возлюбленную Обломова. (Ольга Ильинская)
  27. Х (художественный вопрос): ученик 10 класса читает наизусть стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Когда меня не будет”. Вопрос: кому посвящено стихотворение? (Полине Виардо)
  28. Х (художественный вопрос): ученик 5 класса читает басню И.А.Крылова. Вопрос: каких ещё баснописцев вы знаете? (Эзоп, Лафонтен, Дмитриев и др.)
  29. С. (вопрос-сюрприз ): назовите роман в стихах. ("Евгений Онегин”)
  30. Х (художественный вопрос): звучит запись увертюры к опере "Руслан и Людмила”. Вопрос: кто автор музыки? (Чайковский)

2-й раунд.

  1. Как называется одинаковое построение рядом расположенных предложений? (Синтаксический параллелизм)
  2. Как в литературоведении называется преувеличение? (Гипербола)
  3. В рамках какого литературного направления написана "Бедная Лиза” Н.М.Карамзина? (Сентиментализм)
  4. Кто автор комедии "Бедность не порок”? (А.Н. Островский)
  5. Какой частью речи является слово "любимыми” в словосочетании "с любимыми не расставайтесь”? (Существительное)
  6. Как называются герои с противоположными идеалами, убеждениями, взглядами на жизнь? (Антиподы)
  7. Виды придаточных: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и …? (Обстоятельственные)
  8. К какому пласту лексики относятся слова "перст”, "очи”, "виждь”, "внемли”? (Архаизмы)
  9. Словосочетание "друг другу” пишется с дефисом или без? (Без дефиса)
  10. Часть речи, обозначающая добавочное действие? (Деепричастие)
  11. Назовите произведение, в названии которого есть имя или фамилия главного героя. ("Евгений Онегин”, "Обломов”, "Юшка”, "Петр I” и др.)
  12. Как переводится слово "Библия”? (Книги)
  13. Три романа какого писателя начинаются на букву "О”? (Н.А. Гончарова)
  14. Какие чеховские герои встретились на вокзале Николаевской железной дороги? (Толстый и Тонкий)
  15. Какой герой А. Пушкина не мог отличить ямб от хорея? (Евгений Онегин)
  16. Пятая буква русского алфавита? (Д)
  17. Назвать чередующуюся гласную в слове "озарённый”. (А)
  18. Сколько букв Е в словосочетании "беспрецедентный инцидент”? (5)
  19. Трёхсложный размер стиха с ударением на 2-м слоге? (Амфибрахий)
  20. Автор комедии "Недоросль”? (Фонвизин)
  21. В каком рассказе А.П.Чехова герой отвинчивал гайки из железнодорожного полотна, чтобы делать из них грузила? ("Злоумышленник”)
  22. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)
  23. Х(художественный вопрос): инсценировка эпизода из повести "Метель”. Вопрос: кто автор и герои? (А.С. Пушкин, Бурмин, Мария Гавриловна)
  24. С (вопрос-сюрприз): в названии каких произведений есть кличка животного или зверя? ("Кусака”, "Каштанка”, "Белый клык”, "Чинк” и др.)

3-й раунд

  1. Первый звук в слове "яблоко”? [й,]
  2. Что древнее: полногласие или неполногласие? (Неполногласие)
  3. Каким способом образовано слово "языкознание”? (Сложение)
  4. Образное художественное определение? (Эпитет)
  5. МВД, ЦУМ, ЕГЭ – как называются такие сложносокращенные слова? (Аббревиатуры)
  6. Сколько карт назвала Герману старая графиня в "Пиковой даме”? (3)
  7. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь)
  8. Героями какого произведения являются Органчик, Угрюм-Бурчеев? (М.Е. Салтыков-Щедрин, "История одного города”)
  9. В каком разделе языкознания изучается правильное произношение? (Орфоэпия)
  10. Приставка, корень, суффикс – это…? (Морфемы)
  11. Сколько окончаний в слове "тремястами”? (2)
  12. Какое произведение начинается строчками: "Славная осень! Здоровый, ядрёный // Воздух усталые силы бодрит”? ("Железная дорога” Н.А. Некрасова)
  13. Поэт ХХ века Сергей Александрович …? (Есенин)
  14. Остап…? (Бендер, Бульба)
  15. К какому виду драматических произведений относятся "Ревизор”, "Горе от ума”? (Комедия)
  16. Подберите прилагательное к слову "тюль”. (Красивый)
  17. Виды связи предложений в тексте: цепная и…? (Параллельная)
  18. Синоним к слову "обаяние”? (Очарование)
  19. Какое слово лишнее: дополнение, обстоятельство, глагол, определение? (Глагол)
  20. Имя шестикрылого ангела, явившегося на перепутье пушкинскому пророку? (Серафим)
  21. Какое слово является исключением из правила правописания корней "твар-твор”? (Утварь)
  22. Кто был правнуком Абрама Ганнибала? (А.С. Пушкин)
  23. 1814 – год рождения какого русского поэта? (М.Ю. Лермонтова)
  24. Автор статьи "Луч света в тёмном царстве”? (Н. Добролюбов)
  25. Закончить логическую цепочку: согласование, управление, …? (Примыкание)
  26. Автор сказа о косом тульском мастере и стальной блохе? (Н.С. Лесков)
  27. Назовите антипода Данко в рассказе "Старуха Изергиль”. (Ларра)
  28.  
  29. С (вопрос-сюрприз): В каком произведении А.С. Пушкина имя главного героя Петр? ("Капитанская дочка”)
  30. Х (художественный вопрос): Звучит романс "На заре ты её не буди”. Вопрос: кто автор стихов? (А.А. Фет)

Суперигра. (Выигрывает в суперигре тот, кто использует меньше подсказок.)

"Узнай писателя”

Подсказки первому участнику:

  • Родился в 1823 г.
  • Место рождения – центр Москвы.
  • В 1840 году по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета, но в конце 2-го курса оставил университет.
  • В 1843 году поступил на службу в Московский Совестный суд.
  • С гимназических лет стал завзятым театралом.
  • Известность принесло произведение "Банкрот”.
  • Отлично знал жизнь русского купечества и изобразил его во многих произведениях.
  • Это один из лучших русских драматургов.
  • Главную героиню одной из драм зовут Катерина Кабанова.

(А.Н. Островский)

Подсказки второму участнику:

  • Родился в 1818 году.
  • Место рождения – г.Орёл.
  • Закончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, после чего учился в Берлинском университете.
  • Мать писателя – властная, капризная крепостница, её черты показаны в героине одного из рассказов писателя.
  • Был страстным охотником.
  • Во многих романах показал тип новых людей, разночинцев.
  • Первое напечатанное произведение– "Хорь и Калиныч”.
  • За цикл рассказов сослан в родовое имение Спасское–Лутовиново.
  • Главный герой одного из романов – Евгений Базаров.

(И.С. Тургенев)

"Узнай героя”

Подсказки первому участнику:

  • Этому герою чуть меньше 18 лет.
  • Он помещик.
  • Учился в Германии, в университете.
  • Убит на дуэли.
  • Поводом для дуэли послужило ухаживание друга за невестой героя.
  • Возлюбленную героя зовут Ольга.
  • Имя – Владимир.
  • Автор произведения – А.С.Пушкин.

(Владимир Ленский)

Подсказки второму участнику:

  • Жил в 15-16 в.
  • Большая часть жизни прошла в сражениях.
  • У этого героя 2 сына.
  • Один из сыновей перешёл на сторону врага.
  • Запорожская Сечь – место, куда увозит герой своих сыновей.
  • Герой погиб, сожжённый заживо.
  • Имя героя – Тарас.
  • Автор произведения – Н.В. Гоголь. 

(Тарас Бульба)

Награждение победителя и болельщиков, набравших наибольшее количество баллов.

Заключительное слово участников:

1. Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех, он певуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.

2. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: открытый урок, декада русского языка в школе, Внеклассное мероприятие по русскому, словесный турнир, сценарий
Просмотров: 3836 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0