Ожидаемые результаты:
В ходе игры учащиеся смогут:
- повторить и обобщить знания в разделах
"Фонетика”, "Орфоэпия”, "Орфография”,
"Морфемика”;
- развивать логическое мышление и речь, расширить
кругозор;
- участвовать в командной игре, высказывать свою
точку зрения;
- показать свои знания и умения пользоваться
пословицами и поговорками в речи;
- развивать творческие способности
Цель урока:
- Образовательная: повторить и обобщить
знания в разделах "Фонетика”, "Орфоэпия”,
"Орфография”, "Морфемика”
- Развивающая: развитие логического
мышления и речи учащихся, расширение кругозора
- Воспитательная: прививать учащимся любовь
к русскому языку; обучить командной игре, умению
вести спор, дискуссию.
Оборудование: мультимедийный
проектор, компьютер, экран, доска, мел, бумага,
ручки, таблички с названиями команд.
Ход конкурса
"Русский народ создал русский
язык,
яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый,
задушевный, как песня над колыбелью”
А.Н. Толстой
– Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие я хочу
начать со слов Алексея Николаевича Толстого
(чтение эпиграфа). Нельзя не согласиться с этими
словами известного русского писателя. Сегодня мы
постараемся увидеть эту яркую радужную палитру
нашего языка, ощутить его богатство, открыть
некоторые из его загадок. Итак, сегодня я
предлагаю вам совершить увлекательное
путешествие в мир русского языка. Вам предстоит
пройти нелегкие испытания, проверить свои знания
в таких разделах русского языка, как морфология,
фонетика и словообразование, орфография и
орфоэпия, лексика и фразеология. Готовы? Тогда
вперед!
Для начала я разделю вас на 2 команды (по рядам) и
попрошу по одному человеку подойти к доске, чтобы
выбрать название ("ЗНАЙКИ”, "БУКВОЕДЫ”). За
каждый правильный ответ вы будете зарабатывать
по 1 баллу для своей команды, по которым мы и будем
подводить итоги.
А ваши письменные ответы будет оценивать жюри
в составе: ...
В начале игры вы должны назвать девиз вашей
команды.
Жеребьевка
– Давайте определим порядок выступления
команд. Та команда, которая быстрее других
отгадает загадку-шараду, та и будет первой
отвечать на мои вопросы и задания.
Корень мой находится в "цене”,
В "очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в "тетрадке” все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (о-цен-к-а)
1-й конкурс "Разминка”
Задание: участники команды должны по очереди
произносить слова, расставив правильно в них
ударения. За каждый правильный ответ команда
получает по 1 баллу.
Команда "Знайки”
- Завидно, обеспечение, принудить, квартал,
баловать, кашлянуть, сливовый, августовский
Команда "Буквоеды”
- Знамение, колледж, откупорить, предвосхитить,
асимметрия, танцовщица, гербовый, петля
5 слайд 2-й конкурс "Отгадай слово”
Задание: правильно выделив морфемы в
стихотворных строчках, должны отгадать слово и
заработать балл своей команде.
"Знайки”
- Корень - в слове снежинка
- Приставка – в слове подъехал
- Суффикс – в слове лесник
- Окончание – в слове стол.
Ответ: подснежник
"Буквоеды”
- Корень – в слове молодой
- Суффикс – в слове косцы
- Окончание – в слове травы
Ответ: молодцы
3-й конкурс "Шиворот-навыворот”
Задание: в составленных "шиворот-навыворот”
фразах, игроки команды должны разгадать всем нам
известные пословицы, поговорки, загадки.
1-й команда
1. Молчаньем счастью поможешь (Словами горю не
поможешь)
2. Получи одну копейку и потеряй одного врага (Не
имей сто рублей, а имей сто друзей)
3. Упала дыня, можно сплюнуть (Висит груша,
нельзя скушать)
2-й команда
1. Ненавидишь ходить, и ненавидь тележку толкать
(Любишь кататься-люби и саночки возить)
2. Сказка уши открывает (Наука глаза открывает)
3. Идёт юноша из светлицы и хвост под домом
(Сидит девица в темнице, а коса на улице)
4-й конкурс "Блиц - игра”
Задание: по одному участнику из каждой
команды должны ответить на 5 вопросов. Время на
обдумывание 3-5 секунд.
Команда "Знайки”
- Сколько корней в слове "пароход”? (2)
- Часть речи, обозначающая действие предмета?
(глагол)
- Часть слова без окончания? (основа)
Команда "Буквоеды”
- Одинаковые по смыслу слова? (синонимы)
- Сколько букв в русском языке? (33)
- Какой раздел русского языка изучает звуки и
буквы? (фонетика)
5-й конкурс "Знатоки русских
пословиц”
Задание: игроки команды должны дописать
пословицы, объяснить их значение
1 команда
- Ум хорошо, а два-...(лучше)
- От добра добра не... (ищут)
- Легок на... (помине)
- За что купил, за то и ... (продаю)
2 команда
- Куй железо, пока... (горячо)
- Лучше поздно, чем... (никогда)
- Око за око, зуб за ... (зуб)
- Один в поле не ... (воин)
6-й конкурс "Буриме”
Задание: сочинить стихотворение по данной
рифме
Команда "Знайки”
Команда "Буквоеды”
Подведение итогов, награждение
Победителями нашей игры, лучшими "знатоками”
русского языка стала команда ... (вручение призов).
Итак, ребята: "Любите и уважайте русский язык,
старайтесь больше узнать о нём нового!”
Нашу игру я хотела бы закончить следующими
строчками:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
|