Игра является ведущим видом деятельности для
ребенка. Даже взрослея, учащиеся с удовольствием
продолжают играть. Известно, что интерес к
учебной деятельности у детей резко возрастает,
если они включены в игровую ситуацию. В игре
ребенок действует не по принуждению, а по
внутреннему побуждению. Цель игры – помочь
серьезный, напряженный труд сделать
занимательным и интересным для учащихся.
Игра «Грамматический бой». Название является не
совсем точным, так как в ходе игры может
использоваться не только материал грамматики, но
и пунктуации, и стилистики, и лексики, однако оно
оказалось наиболее приемлемым из всех
предложенных. Однажды ознакомившись с игрой, вот
уже в течение 15 лет я использую ее в своей
практике.
Подготовка к игре начинается задолго до
ее проведения. Первый этап – определение
материала, который будет являться основой игры, и
уровня его преподнесения. Следующий –
непосредственно отбор нужных заданий. При
подготовке вопросов к игре нужно учитывать, что
задания должны быть интересными и хотя бы один
раз ответ или же подобное задание прозвучало на
обычном уроке. Не нужно предлагать учащимся
вопросы, про которые заранее известно, что они
невыполнимы или же трудновыполнимы. Залог
успешности игры – это уверенность ученика в
своих знаниях.
В качестве материала к игре можно использовать
различные пособия типа: В. Волина «Веселая
грамматика», А. Т. Арсирий «Материалы по
занимательной грамматике», В. А. Иванова, Г. А.
Панов, З. А. Потиха «Тайны родного языка», И. Б.
Голубь, М. Н. Кохтов, Д. Э. Розенталь «Русский язык.
Звуки. Буквы. Слова.» – и пособия непосредственно
по теме игры: допустим, при подготовке
«Грамматического боя» по словарной работе
использовалась книга Л. А. Введенской, М.Т.
Баранова, Ю.А, Гвоздарева «Русское слово».
Затем следует этап, проводимый по крупицам в
течение месяца или двух во время уроков. За
неделю до проведения игры создаются две команды,
получающие домашнее задание, разрабатывающие
название, девиз, приветствие жюри и команде
соперников. Главное условие – все это должно
быть оригинальным и веселым. Например, название
«Мягкий знак», девиз – «Хоть ты лопни, хоть ты
тресни – мягкий знак на первом месте, или же –
«Грамматята» и «Хотя мы грамматята, мы умные
ребята»; «Клякса» и «Закапаем, заляпаем и все
труды захапаем», «Словоловы» и «Без труда не
выловишь и ошибку из слова», «Препенушки» и «Если
нами пренебречь, можно даже в землю лечь»,
«Грамотеи» и «Без грамматики нет ни физики, ни
математики» и т. д.
Домашнее задание может быть различным в
зависимости от той цели, которая преследуется.
Лучше всего, если это задание будет творческим:
написать оду в честь русского языка, создать
рекламу русскому языку, придумать групповой
портрет команды соперников, используя, допустим,
неологизмы, или архаизмы, или причастные обороты,
или же приготовить задание команде соперников.
Обычно учащиеся с удовольствием занимаются
подготовкой, и поэтому уже перед игрой создается
атмосфера творчества. Кроме того, дети заранее
знакомятся с правилами «Грамматического боя»,
планом игры и составом жюри.
Непосредственно игра начинается с
представления жюри, состава команд, оглашения
приветствий. Затем следует конкурс капитанов, во
время которого остальные члены команд выполняют
индивидуальные задания, а так же ведется игра с
болельщиками. После проверки заданий команд
оглашается домашнее задание.
Последний этап – подведение итогов боя.
Поскольку игра является универсальной, в ее
рамки можно уложить различные проблемы, как по
русскому языку, так и по литературе. Ниже
приводится разработка игры, подводящей итоги
словарной работы, проводившейся в течение почти
двух лет. Справиться с заданиями невозможно, не
зная истории России, истории языка, процессов,
проходивших внутри языка, да и просто
занимательных моментов. Нам кажется, что человек,
знающий ответы на вопросы о том, каково
происхождение выражения «баюшки-баю», что общего
между врачом и вором, победой и бедой, почему одна
из улиц Тагила называлась Пароходной, какого
цвета всеми любимый «сивка, бурка, вещая каурка»,
какого цвета лазоревый цветок, умеющий
объяснить, что означают выражения «ищите и
обрящете», «от аза до ижицы», не в состоянии не
уважать и не любить родной язык, а значит, свою
Родину.
Цели данного занятия выглядят
следующим образом:
- дидактическая – организация познавательной
деятельности учащихся;
- воспитательная – привитие самостоятельности,
чувства сотрудничества, коллективизма,
коммуникативности;
- развивающая – формирование внимания, памяти,
речи, мышления; развитие умения находить
оптимальные решения;
- социализирующая – обучение взаимодействию в
общении.
Правила грамматического боя
- Команда состоит из 6 человек.
- Команда получает задание в конверте.
- Распределением заданий руководит капитан.
- На каждое задание капитан назначает
специалиста; тот или объясняет свое задание, или
комментирует задание соперника.
- На подготовку заданий команде отводится 15
минут.
- При выполнении заданий используется
взаимопомощь.
- Бой начинается конкурсом капитанов.
- Бой ведется в присутствии болельщиков.
- Болельщики активно помогают команде выиграть.
- За нарушение дисциплины команда наказывается:
забирается 3 очка.
План ведения боя
- Знакомство с правилами грамматического боя.
- Представить жюри командам и болельщикам.
- Взаимное представление команд:
- название команды, девиз;
- приветствие команде соперников и жюри.
- Получение заданий в конвертах и распределение
их.
- Конкурс капитанов.
- Конкурс болельщиков.
- Защита команд.
- Проверка домашнего задания.
- Подведение итогов боя, награждение победителей.
Юные друзья! Сегодня мы отправимся в страну Его
Величества Русского языка. Наш корабль прибывает
в Бухту Достижений, откуда и начинается
путешествие. Вам предстоит взобраться на
Синтаксическую гору, посетить пещеру Книжных
Страниц, пройти по плоскогорью Ошибок, подняться
на пик Пунктуации, переправиться через реку
Смекалку, перебраться через Грамматическое поле,
долину Фразеологизмов, а затем посетить город
Доучек и Дотеп. Кто же придет первым? Счастливого
пути!
КОНКУРС КАПИТАНОВ
1. На каком явлении русского языка основана игра
слов?
Шел дождь и два студента: один в галошах,
другой в университет.
(Многозначность).
2. Какая стилистическая фигура используется в
отрывке?
– Люблю я пышное природы увяданье... (А. С.
Пушкин).
– Встает с одра Мазепа,
Сей страдалец жилый,
Сей труп живой,
Еще вчера стонавший
Слабо над могилой... (А. С. Пушкин)
(Оксюморон).
3. Докажите, что невежа и невежда –
слова-родственники. В чем отличие?
(Общее – незнание; отличие: «ж» – русский
вариант, «жд» – старославянский; отличается
значением).
4. Определите, сколько в предложении членов?
– Михаил Васильевич Ломоносов был человеком
разностороннего, многогранного таланта. (2)
– Пусть будет атом рабочим, а не солдатом. (2)
5. Репортаж о спортивных
соревнованиях в газете
заканчивался так: «Особенно удачно
выступили (3 фамилии). Все три включены в
состав сборной». Кто эти спортсмены: мужчины или
женщины? Почему вы так думаете?
ЗАДАНИЯКОМАНДАМ
I. Бухта Достижений.
Исправить все ошибки.
Д.Н. Мамин-Сибиряк родился в Весиме. Отец его был
дьяконом, а мать – домоседкой. В их доме была
огромная библиотечка. Дмитрий сначало учился в
духовном училище, а потом в Петербурском
уневерситете имени С. М. Кирова. Его произведения
один за другим появлялись на страницах журналов,
но в январе тысяча восемсот семдесят восьмом
году у Димы умер отец и всю заботу о семье взял на
себя.
Последние два десятилетие он пишет для детей.
Потомушто у него родилась дочь Аленушка. Многие
книги Маминова-Сибиряка переведены на
иностранный язык.
Обо всем этом мы услышали на экскурсии и ехали
обратно с поднятым настроением.
II. Синтаксическая гора
Определить количество членов предложения.
Доказать.
- Он был самым способным из учеников.
- Ученики имели намерение продолжать учиться.
III. Пещера Книжных Страниц
Расшифровать отрывок из рукописи 1 половины 15
века. Чем отличается современный текст
от данного?
ТОЕОСЕНИКНЯЗЬСЕМЕНЪДМИТРИЕВИЧЪСУЗДАЛЬСКИЙПРИИДЕРАТЬЮКНОВЪГОРОДУНИЖНЕМУ.
АСНИМЪЦАРЕВИЧЕНТЯКСТЫСЯЧЬЮТАТАР.
ЛЮДИЖЕЗАТВОРИЛИСЯВЪГОРОДЕ.
(В ту же осень князь Семен Дмитриевич
Суздальский пришел с войском к Новгороду
Нижнему. А с ним царевич Ентяк с тысячью татар.
Люди же затворились в городе).
Что за буквы Ь и Ъ? Что они обозначают сейчас?
IV. Плоскогорье Ошибок
Какова ошибка в предложении? Исправить ее.
1. Подходя к лесу, мне стало холодно.
2. Заниматься ему ничего не мешало.
(1) Когда я подходил к лесу, ...
(2) Заниматься ему ничто...
V. Пик Пунктуации
Расставить в предложении знаки препинания 6
способами.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге
вскочил он с постели.
1. Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге
вскочил он с постели.
2. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге
вскочил он с постели.
3. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге,
вскочил он с постели.
4. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге
вскочил он с постели.
5. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге
вскочил он с постели.
6. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге,
вскочил он с постели.
VI. Грамматическое поле
Образуйте форму родительного падежа
множественного числа следующих существительных:
грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор,
рельсы, чулки, яблоки.
(граммов, дел, мандаринов, мест, носков, помидоров,
рельсов, чулок, яблок).
VII. Река Смекалка
Прочитайте предложение и скажите, что оно
обозначает.
Хорошилище грядет по гульбищу из ристалища
на позорище в мокроступах.
(Франт идет по бульвару из цирка в театр в
калошах).
VIII. Долина Фразеологизмов
Используя перевод французских фразеологизмов,
подберите русский вариант.
1. Жить как петух на откорме (= хорошо,
беззаботно).
2. В те времена, когда королева Берта пряла (= очень
давно).
3. Одним камнем сделать два удара (= успешно
сделать два дела).
4. Отрезать хвост своей собаке (= удивить).
1. Как сыр в масле кататься.
2. При царе горохе.
3. Двух зайцев убить.
4. Поставить с ног на голову.
IX. Город Доучек и Дотеп
Переведите на обычный разговорный язык слова
иностранного происхождения.
Разговор по существу
Будем считать, что у нас сегодня состоялся
своего рода брифинг. Правда, спонсора мы
для нашего боя не нашли. С брокером и менеджером
тоже неувязка вышла, но рэкет не
обнаружен, к нашему общему удовольствию. Тем
более, что мы пока обходимся без маркетинга. Мы
старательно избегали альтернативы, хотя это
и не всегда удавалось. Одним из наших достижений
надо считать, что конверсия у нас на полном
ходу. Остается определить рейтинг сегодняшней
встречи. Несмотря на плюрализм мнений, консенсус
у нас достигнут по всем проблемным вопросам. А
значит, думаю, вы со мной согласитесь, разговор у
нас получился полезный – во славу нашего
великого и могучего русского языка.
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ
1. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина:
Пугачев грозно взглянул на коменданта Миронова
и сказал ему: «Как ты смел мне противиться, своему
государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал
последние силы и ответил твердым голосом: «Ты мне
не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»
Почему Пугачева назвали вором?
2. Каково происхождение выражения «баюшки-баю»?
3. В словаре русского языка есть прилагательное
белобрысый. Что оно обозначает?
4. «Перекуем мечи на орала». Что такое орало?
5. Назовите слово с 3 «е».
6. Что общего между альбомом, альбиносом и
Альбиной?
7. Когда употребляются глаголы одеть и надеть?
8. Что общего меду долиной и подолом?
9. Почему одна из улиц Тагила называется
Пароходной?
10. Что общего между двуколкой и кольчугой ?
11. Почему врач и вор – родственники?
12. Какая разница между индусом и индейцем?
13. Что общего между победой и бедой?
14. В некоторых сказках герой зовет коня – друга
и помощника: – Сивка, бурка, вещая каурка! Встань
передо мной, как лист перед травой. Какого цвета
конь?
15. Какого цвета сказочный лазоревый цветок?
16. Почему слова индеец и громоотвод называют
словами-ошибками?
17. Почему медведь и ведьма – родственники?
18. Как правильно говорить и писать: у обоих
ножниц, или у обеих ножниц, или как-нибудь иначе?
19. У каких глаголов окончание находится в
середине слова?
20. Почему германский народ получил название
немецкого?
21. Почему герой «Повестей временных лет» Олег
получил прозвище Вещего?
22. Дайте перевод названия средневекового жанра
«Хроники».
23 Как появилось выражение «Вот тебе, бабушка, и
Юрьев день!»
24. Каково происхождение выражения «Москва
слезам не верит»?
25. Фамилия какого русского поэта указывает
на время года?
26. Почему можно, не зная географии, утверждать,
что на Печере много пещер?
27. Что общего у сапера с «тихой сапой»?
28. Дайте перевод иностранному выражению,
подобрав русский фразеологизм:
- Дождь идет кошками и собаками.
- Когда хвост верблюда коснется земли.
29. Узнайте в этом переводе русскую пословицу:
«Леди, покидающая транспорт, увеличивает его
скорость».
30. Что обозначают данные выражения:
- ищите и обрящете;
- от аза до ижицы;
- ничтоже сумняшеся;
- несть числом;
- заклятый враг;
- беречь как зеницу ока;
- узнать, почем фунт лиха.
31. Какой русский фразеологизм соответствует
иностранному:
- Попасть с дождя под водосточную трубу.
- Попасть из грязи в лужу.
- Попасть из колючек в боярышник.
32. Какие русские пословицы вы узнали в
английском переводе:
- Отсутствие ума компенсируется ходьбой.
- Мысли, высказанные за бутылкой виски, вряд ли
прозвучали бы за бутылкой молока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Команда «Летописцы»
Девиз:
Мы летописцы хоть куда,
Мы все осилить сможем.
Нас воспевала даже Ода.
Незнание мы уничтожим.
Реклама:
Русский язык могучий и сильный,
Русский язык красотой изобильный,
Русский язык нужен везде:
В шумных компаниях, наедине.
Русский язык волшебный, живой,
Русский язык всегда с тобой,
Русский язык – наша честь и хвала.
Русский язык, мы любим тебя!
|